Недействующий

Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Образование (2012 - 2015 годы)"

Учитывая, что оснащение образовательных учреждений учебным и компьютерным оборудованием является полномочием и расходным обязательством регионального уровня, восполнить дефицит средств субвенций на учебные расходы необходимо через программные мероприятия по укреплению учебно-материальной базы как муниципальных, так и государственных образовательных учреждений. В рамках соглашений между Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и администрациями муниципальных районов и городских округов данная задача решается также и за счет средств муниципальных бюджетов.


Национальной образовательной инициативой "Наша новая школа" поставлена задача по созданию в ближайшее пятилетие современной школьной инфраструктуры, укреплению здоровья школьников, что предполагает, прежде всего, организацию безопасного подвоза школьников, их полноценного питания и медицинского обслуживания и, в конечном счете, повышения качества жизни детей.

{абзац 13 раздела 1 в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 02.09.2011 г. N 318}

По информации органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих управление в сфере образования, потребность в школьных автобусах остается высокой: необходимо закупить 109 единиц транспортной техники для подвоза школьников, причем в соответствии с современными требованиями каждое транспортное средство для подвоза школьников должно быть оснащено системой спутниковой навигации.

В условиях укрупнения средних общеобразовательных школ и создания образовательных учреждений краевого уровня для одаренных детей возрастает потребность в пришкольных интернатах и общежитиях, которые нуждаются в современном оснащении и создании необходимых условий для проживания. Материальная база имеющихся пришкольных интернатов устарела, требует обновления.

Изношено, устарело оборудование пищеблоков образовательных учреждений (износ составляет 80 %), не осуществляется повышение квалификации работников столовых, что негативным образом отражается на качестве детского питания: отсутствует системная работа столовых по развитию диетического питания, витаминизации, разнообразию меню, сбалансированности по калорийности. Сохраняется невысокий уровень состояния физического здоровья учащихся и воспитанников, поздно выявляются отклонения в здоровье вследствие недостаточного оснащения медицинских кабинетов образовательных учреждений необходимым оборудованием.

Одним из важнейших мероприятий национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" является создание системы поддержки талантливых детей. На краевом уровне планируется осуществить комплекс мер по данному направлению: поддержка краевых учреждений для одаренных детей, организация профильных смен, очно-заочных школ, дистанционного обучения, сотрудничество с учреждениями профессионального образования, проведение мероприятий, направленных на выявление талантливых детей.

Продолжение реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" по дистанционному образованию детей-инвалидов потребует выделения средств из местных бюджетов. Также необходимы дополнительные средства для создания специальных условий в общеобразовательных учреждениях для реализации специальных (коррекционных) программ, для медико-психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов в учреждениях специального образования.

Процессы модернизации образования невозможны без развития инновационного потенциала в крае. Проведение различных конкурсов, семинаров, конференций, участие в межрегиональных, федеральных мероприятиях, поддержка и поощрение инноваций также требует значительных финансовых средств.

Решение задач модернизации общего образования в значительной степени определяется качеством профессиональной деятельности учительского корпуса. Показатели социального и профессионального качества учительства в регионе снижаются, что может косвенно свидетельствовать о нарушении процесса воспроизводства этой социально-профессиональной группы.

За десять лет (2001-2010 годы):

доля учителей старшего возраста (со стажем работы свыше 20 лет) выросла с 34,7 % до 48,8 %,

среди работающих учителей 2020 человек - пенсионеры по возрасту (16,8 %),

2103 человек (17,5 %) находятся в возрасте 50-55 лет,

663 педагога (5,5 %) работают с учебной нагрузкой 30 часов и более, тогда как 859 учителей (7,1 %) работают с неполной нагрузкой.

В ряде образовательных учреждений существует скрытый дефицит кадров, который преодолевается за счет перегрузки учителей. Проблема дисбаланса учительских кадров связана с отсутствием на муниципальном уровне программ и мероприятий по привлечению и закреплению молодых специалистов, отсутствием доступного жилья (1085 педагогов не имеют жилья), низким уровнем социального обеспечения педагогов, в том числе низким уровнем заработной платы.

Влияет на качество образования и снижение квалификационного уровня педагогов. Доля учителей 5-11 классов с высшим образованием составляет в городской местности 84,4 %, в сельской местности 66,9 %, учителей 1–4 классов –54,0 % и 28,9 % соответственно. В 15 муниципальных районах Забайкальского края доля учителей с высшим образованием в сельских школах ниже среднекраевого показателя. В старших классах (5–11 классы) работают 818 выпускников педагогических колледжей. Если среди педагогических работников в городской местности доля педагогов с высшей квалификационной категорией составляет 19,7 %, с первой категорией – 34,5 %, со второй - 31,8 %, то в сельской местности соответственно 7,6 %, 24,4 % и 34,9 %, что также сказывается на качестве профильного обучения, результатах государственной итоговой аттестации выпускников школ. По данным социологических опросов, около 10,4 % учителей общеобразовательных школ не проходят своевременно курсы повышения квалификации.

С целью осуществления государственного контроля качества образования (в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников) в образовательных учреждениях, расположенных на территории Забайкальского края (за исключением учреждений федерального подчинения), в соответствии с ФГОС необходимо введение экспертной системы оценки результатов образования на региональном уровне с привлечением муниципальных общественных экспертов для проведения диагностических и оценочных процедур в конкретных образовательных учреждениях муниципальных образований.

Решение обозначенных задач требует комплексного подхода в их реализации и государственной поддержки, чем и обусловлена необходимость применения программного метода и разработки краевой долгосрочной целевой программы.