Наименование программы | Краевая долгосрочная целевая программа «Старшее поколение (2011-2013 годы)» (далее - программа). |
Дата принятия решения о разработке программы | Распоряжение Правительства Забайкальского края от 15 марта 2011 года № 103-р «О разработке краевой долгосрочной целевой программы Забайкальского края «Старшее поколение (2011-2013 годы)». |
Дата утверждения программы | Постановление Правительства Забайкальского края от «15» марта 2011 года № 68 |
Государственный заказчик - координатор программы | Министерство социальной защиты населения Забайкальского края. |
Государственные заказчики программы | Министерство социальной защиты населения Забайкальского края (далее - Минсоцзащиты); |
Основной разработчик программы | Минсоцзащиты. |
Цель и задачи программы | Цель: формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества. |
Важнейшие целевые индикаторы программы | В 2013 году: |
Сроки и этапы реализации программы | 2011-2013 годы. |
Потребность в финансировании программы | Источниками финансирования программы являются средства краевого бюджета и внебюджетные источники. Потребность в финансировании мероприятий программы за счет средств краевого бюджета составляет 285 238,4 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году бюджетное финансирование не предусмотрено; в 2012 году - 137 202,3 тыс. рублей; в 2013 году - 148 036,1 тыс. рублей. Потребность в финансировании мероприятий программы за счет внебюджетных источников составляет 800,0 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году - 290,0 тыс. рублей; в 2012 году - 150,0 тыс. рублей; в 2013 году - 360,0 тыс. рублей. |
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы | В результате реализации мероприятий программы ожидается: охват социальными услугами не менее 90 % пожилых людей из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании; создание 3 пунктов проката (продажи) современных средств и предметов ухода за пожилыми гражданами; обеспечение установленных норм площади спален стационарных учреждений социального обслуживания не менее 6,7 кв. метров на 1 человека; вывод из эксплуатации не менее 20 % в год ветхих и аварийных зданий стационарных учреждений социального обслуживания (от общего числа зданий стационарных учреждений социального обслуживания, признанных аварийными и ветхими); организация 20 мобильных бригад социального обслуживания для оказания неотложных социальных услуг жителям сельских районов; открытие 15 компьютерных классов (клубов) с учетом обслуживания 1200 пожилых людей в год; создание безопасных условий проживания граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания. |
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
В основе политики социального государства, каковым в соответствии с Конституцией является Российская Федерация, лежит создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан. Эта конституционная формула предполагает повышенное внимание к социально уязвимым группам населения, в том числе к гражданам старшего поколения, то есть гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет).
Старение населения является основной характеристикой современной демографической ситуации. Согласно прогнозу российских демографов, к 2016 году доля граждан пожилого возраста составит в структуре населения 24,8 %. В Забайкальском крае также наблюдается устойчивый рост в общем составе населения доли граждан пожилого возраста: на 01 января 2011 года в регионе проживает 1117,0 тыс. человек, в том числе 181,8 тыс. человек - граждане старше трудоспособного возраста. Доля людей пенсионного возраста на начало 2011 года составила 16,3 % от общей численности населения региона.
Старение населения вызывает серьезные экономические, демографические, общественные, социопсихологические, культурные и медицинские последствия. Граждане пожилого возраста - наиболее многочисленная категория потребителей медицинских и социальных услуг - не получают их регулярно и в требуемом объеме. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения. Все эти проблемы обусловливают необходимость разработки дополнительных мер социальной защиты граждан старшего поколения.
Одним из основных положений современной государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения является оптимизация среды жизнедеятельности с учетом ограничений, обусловленных возрастными изменениями. Особое место среди учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста занимают стационарные учреждения системы социальной защиты населения, основным видом которых являются дома-интернаты. Основная причина, побуждающая граждан пожилого возраста поступать в дома-интернаты, - это ухудшение состояния здоровья и потребность в постоянной медицинской помощи и уходе.
Сегодня на территории Забайкальского края функционируют 22 стационарных социальных учреждения, в том числе 20 домов-интернатов, краевой социальный приют, специализированный дом ветеранов войны и труда.
Следует отметить, что в период с 2008 по 2010 годы за счет открытия государственного стационарного учреждения социального обслуживания «Зыковский психоневрологический дом-интернат» введено в эксплуатацию 130 мест, что позволило увеличить мощность стационарных учреждений, сократить очередность на определение в учреждения и снизить социальную напряженность, удовлетворив потребность населения края в стационарных социальных услугах.
Несмотря на это обстоятельство, очередность в дома-интернаты по-прежнему остается и составляет 485 человек, в том числе в дома-интернаты общего профиля - 183 человека, психоневрологического профиля - 302 человека.
Часть домов-интернатов располагается в приспособленных зданиях постройки начала прошлого века и требует проведения капитального ремонта и реконструкции. Необходимо привести в соответствие с нормативом площади спальных помещений домов-интернатов.
В 2010 году государственным стационарным учреждениям социального обслуживания было выделено 2681,9 тыс. рублей на проведение работ по пожарной безопасности, 26653,5 тыс. рублей - на капитальный ремонт и реконструкцию, 237413,9 тыс. рублей - на приобретение оборудования (мебели и мягкого инвентаря) и продуктов.
Это позволило в ряде учреждений привести количество проживающих к нормативу, переселить из ветхих, деревянных пожароопасных и переуплотненных жилых корпусов 32 человека, улучшить условия проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Однако систематическое недофинансирование стационарных учреждений социального обслуживания в течение последних лет не позволяет в полной мере реализовывать мероприятия по улучшению материально-технической базы, своевременно производить замену аварийного оборудования и автотранспорта, в полном объеме обеспечить комплексную безопасность учреждений.
Улучшение стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов должно предусматривать увеличение количества мест в домах-интернатах, укрепление материально-технической базы и развитие подсобного хозяйства указанных учреждений. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому должно в перспективе стать основной формой решения проблемы обслуживания пожилых людей и инвалидов.
Для удовлетворения интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения необходимо предусмотреть развитие образовательных программ для граждан пожилого возраста (университеты «третьего возраста» с факультетами права и предпринимательства, социальной геронтологии, культуры).
С целью обеспечения условий для социальной коммуникации и поддержания интереса к жизни граждан пожилого возраста необходимо открывать разнообразные клубы по интересам, вовлекая физически активных пожилых людей в общественную жизнь региона (города, села) посредством участия в жизни местных клубов, школ, детских учреждений, организовать кружковую работу. Необходимо активизировать библиотечное обслуживание для маломобильных пожилых людей, организовать социальные маршруты выходного дня для пожилых людей.
Существует острая необходимость дальнейшего развития социального и социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста в сельских районах. Для повышения доступности и расширения спектра социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, проживающим в сельской местности, необходима организация и внедрение в практику работы мобильных бригад социального обслуживания и обеспечение их автотранспортом.
Не менее актуальной становится задача включения людей пенсионного возраста в нормальный процесс полноценной трудовой деятельности и общественной жизни наравне с другими возрастными группами условиями. На сегодняшний день осознана важность предоставления равных с другими возрастами возможностей для пожилых людей на рынке труда и обеспечения для них соответствующих условий труда, обучения и поддержки в получении рабочих мест.
В целях дальнейшего развития социального обслуживания граждан пожилого возраста необходимо проведение анализа их потребностей в социальных услугах на основе мониторинга, социологических исследований, изучения передового опыта работы подведомственных учреждений и других регионов.
Для возрождения и поддержки гуманистических традиций в обществе необходимо дальнейшее развитие волонтерского и добровольческого движения молодежи в помощь гражданам пожилого возраста.
Расширение спектра предоставляемых услуг и оптимизация сети учреждений социального обслуживания населения Забайкальского края требуют повышения квалификации специалистов подведомственных учреждений.
Граждане старшего поколения - полноправные члены общества, которые внесли свою лепту в его развитие и вправе требовать создания условий для достойной старости.
Решение указанных проблем необходимо осуществлять на основе взаимодействия органов исполнительной власти края, местного самоуправления, общественных объединений в рамках краевой долгосрочной целевой программы.
Реализация программы позволит гражданам пожилого возраста оставаться независимыми и полезными для общества.
Принимая во внимание, что содержание и приоритетность мер государственной социальной поддержки граждан старшего поколения находятся в прямой связи с системой стратегических целей Забайкальского края, признавая, что проблемы пожилых людей имеют объективные основания, носят долговременный характер, требуют изыскания дополнительных материальных, кадровых и других ресурсов, формирование идеологического, правового и экономического механизмов деятельности по поддержке пожилых людей, активизация их социального участия в общественной жизни на период до 2013 года предполагаются в рамках настоящей программы.
Раздел 2. Цель, задачи и сроки реализации программы