Недействующий

Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Старшее поколение (2011-2013 годы)»(с изменениями на 21 октября 2011 года)

ПАСПОРТ
краевой долгосрочной целевой программы «Старшее поколение (2011-2013 годы)»

Наименование программы

Краевая долгосрочная целевая программа «Старшее поколение (2011-2013 годы)» (далее - программа).

Дата принятия решения о разработке программы

Распоряжение Правительства Забайкальского края от 15 марта 2011 года № 103-р «О разработке краевой долгосрочной целевой программы Забайкальского края «Старшее поколение (2011-2013 годы)».

Дата утверждения программы

Постановление Правительства Забайкальского края от «15» марта 2011 года № 68
«Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Старшее поколение (2011-2013 годы)»
.

Государственный заказчик - координатор программы

Министерство социальной защиты населения Забайкальского края.

Государственные заказчики  программы

Министерство социальной защиты населения Забайкальского края (далее - Минсоцзащиты);
Министерство здравоохранения Забайкальского края (далее - Минздрав);
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (далее - Минобразования);
Министерство культуры Забайкальского края (далее - Минкультуры);
Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края (далее - Минспорт);
Государственная служба занятости населения Забайкальского края.

Основной разработчик программы

Минсоцзащиты.

Цель и задачи программы

Цель: формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.
Задачи:
1) совершенствование нормативно-правового обеспечения социальной защищенности пожилых людей;
2) укрепление социальной защищенности пожилых людей;
3) укрепление здоровья пожилых людей;
4) оптимизация среды жизнедеятельности пожилых людей;
5) совершенствование мер социальной защиты и социального обслуживания пожилых жителей сельской местности;
6) совершенствование коммуникационных связей и развитие интеллектуального потенциала пожилых людей;
7) организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей;
8) кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми гражданами;
9) обеспечение научного, научно-методического и информационного сопровождения мероприятий программы.

Важнейшие целевые индикаторы программы

В 2013 году:
     1) увеличение количества поселений, охваченных службой участковых специалистов по социальной работе;
     2) увеличение числа молодежных добровольческих бригад для организации помощи гражданам пожилого возраста до 9;
     3) увеличение количества граждан пожилого возраста, охваченных помощью молодежных добровольческих бригад, до 190 человек;
     4) увеличение численности пожилых людей, охваченных дополнительными социальными услугами, до 4010 человек;
     5) увеличение количества граждан пожилого возраста, находящихся в приемных семьях, до 200 человек;
     6) увеличение количества граждан пожилого возраста, не являющихся инвалидами, обеспеченных санаторно-курортными путевками, до 2800 человек в год;
     7) организация 10 «школ геронтологического больного» в государственных учреждениях здравоохранения Забайкальского края;
     8) выведение из эксплуатации 3 аварийных зданий стационарных учреждений социального обслуживания;
     9) обеспечение норм площади спален стационарных учреждений социального обслуживания не менее 6,7 кв. метров на 1 человека;
     10) организация 20 мобильных бригад социального обслуживания для оказания неотложных социальных услуг жителям сельских районов;
     11) охват услугами мобильных бригад социального обслуживания 2600 граждан пожилого возраста, проживающих в сельских районах Забайкальского края;
     12) открытие 15 компьютерных классов (клубов) в районах Забайкальского края для обслуживания пожилых людей;
     13) охват 1200 граждан пожилого возраста (в год) услугами компьютерных классов (клубов) в районах Забайкальского края;
     14) увеличение количества кружков и объединений семейного досуга по пропаганде лучших семейных традиций до 259;
     15) увеличение количества граждан, посещающих кружки и объединения семейного досуга по пропаганде лучших семейных традиций, до 3100;
     16) увеличение количества доступных для пожилых граждан спортивных залов и площадок до 300;
     17) увеличение количества пожилых граждан, посещающих спортивные залы и площадки, до 2340;
     18) охват 66200 пожилых людей услугами выездных библиотек;
     19) повышение профессиональной квалификации, подготовки и переподготовки не менее 250 специалистов по социальной и медицинской работе, сотрудников учреждений социального обслуживания населения;
     20) проведение регионального форума, 11 круглых столов, семинаров по вопросам предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста;
     21) увеличение количества участников круглых столов, семинаров по вопросам предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста до 90 человек.

Сроки и этапы реализации программы

2011-2013 годы.
Программа реализуется в один этап.

Потребность в финансировании программы

Источниками финансирования программы являются средства краевого бюджета и внебюджетные источники.

Потребность в финансировании мероприятий программы за счет средств краевого бюджета составляет 285 238,4 тыс. рублей, в том числе:

в 2011 году бюджетное финансирование не предусмотрено;

в 2012 году - 137 202,3 тыс. рублей;

в 2013 году - 148 036,1 тыс. рублей.

Потребность в финансировании мероприятий программы за счет внебюджетных источников составляет 800,0 тыс. рублей, в том числе:

в 2011 году - 290,0 тыс. рублей;

в 2012 году - 150,0 тыс. рублей;

в 2013 году - 360,0 тыс. рублей.

Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы

     В результате реализации  мероприятий программы ожидается:

охват социальными услугами не менее 90 % пожилых людей из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании;

создание 3 пунктов проката (продажи) современных средств и предметов ухода за пожилыми гражданами;

обеспечение установленных норм площади спален стационарных учреждений социального обслуживания не менее 6,7 кв. метров на 1 человека;

вывод из эксплуатации не менее 20 % в год ветхих и аварийных зданий стационарных учреждений социального обслуживания (от общего числа зданий стационарных учреждений социального обслуживания, признанных аварийными и ветхими);

организация 20 мобильных бригад социального обслуживания для оказания неотложных социальных услуг жителям сельских районов;

открытие 15 компьютерных классов (клубов) с учетом обслуживания 1200 пожилых людей в год;

создание безопасных условий проживания граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания.


Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

В основе политики социального государства, каковым в соответствии с Конституцией является Российская Федерация, лежит создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан. Эта конституционная формула предполагает повышенное внимание к социально уязвимым группам населения, в том числе к гражданам старшего поколения, то есть гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет).

Старение населения является основной характеристикой современной демографической ситуации. Согласно прогнозу российских демографов, к 2016 году доля граждан пожилого возраста составит в структуре населения 24,8 %. В Забайкальском крае также наблюдается устойчивый рост в общем составе населения доли граждан пожилого возраста: на 01 января 2011 года в регионе проживает 1117,0 тыс. человек, в том числе 181,8 тыс. человек - граждане старше трудоспособного возраста. Доля людей пенсионного возраста на начало 2011 года составила 16,3 % от общей численности населения региона.

Старение населения вызывает серьезные экономические, демографические, общественные, социопсихологические, культурные и медицинские последствия. Граждане пожилого возраста - наиболее многочисленная категория потребителей медицинских и социальных услуг - не получают их регулярно и в требуемом объеме. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения. Все эти проблемы обусловливают необходимость разработки дополнительных мер социальной защиты граждан старшего поколения.

Одним из основных положений современной государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения является оптимизация среды жизнедеятельности с учетом ограничений, обусловленных возрастными изменениями. Особое место среди учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста занимают стационарные учреждения системы социальной защиты населения, основным видом которых являются дома-интернаты. Основная причина, побуждающая граждан пожилого возраста поступать в дома-интернаты, - это ухудшение состояния здоровья и потребность в постоянной медицинской помощи и уходе.

Сегодня на территории Забайкальского края функционируют 22 стационарных социальных учреждения, в том числе 20 домов-интернатов, краевой социальный приют, специализированный дом ветеранов войны и труда.

Следует отметить, что в период с 2008 по 2010 годы за счет открытия государственного стационарного учреждения социального обслуживания «Зыковский психоневрологический дом-интернат» введено в эксплуатацию 130 мест, что позволило увеличить мощность стационарных учреждений, сократить очередность на определение в учреждения и снизить социальную напряженность, удовлетворив потребность населения края в стационарных социальных услугах.

Несмотря на это обстоятельство, очередность в дома-интернаты по-прежнему остается и составляет 485 человек, в том числе в дома-интернаты общего профиля - 183 человека, психоневрологического профиля - 302 человека.

Часть домов-интернатов располагается в приспособленных зданиях постройки начала прошлого века и требует проведения капитального ремонта и реконструкции.  Необходимо привести в соответствие с нормативом площади спальных помещений домов-интернатов.

В 2010 году государственным стационарным учреждениям социального обслуживания было выделено  2681,9 тыс. рублей на проведение работ по пожарной безопасности, 26653,5 тыс. рублей - на капитальный ремонт и реконструкцию, 237413,9 тыс. рублей - на приобретение оборудования (мебели и мягкого инвентаря) и продуктов.

Это позволило в ряде учреждений привести количество проживающих к нормативу, переселить из ветхих, деревянных пожароопасных и переуплотненных жилых корпусов 32 человека, улучшить условия проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Однако систематическое недофинансирование стационарных учреждений социального обслуживания в течение последних лет не позволяет в полной мере реализовывать мероприятия по улучшению материально-технической базы, своевременно производить замену аварийного оборудования и автотранспорта, в полном объеме обеспечить комплексную безопасность учреждений.

Улучшение стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов должно предусматривать увеличение количества мест в домах-интернатах, укрепление материально-технической базы и развитие подсобного хозяйства указанных учреждений. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому должно в перспективе стать основной формой решения проблемы обслуживания пожилых людей и инвалидов.

Для удовлетворения интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения необходимо предусмотреть развитие образовательных программ для граждан пожилого возраста (университеты «третьего возраста» с факультетами права и предпринимательства, социальной геронтологии, культуры).

С целью обеспечения условий для социальной коммуникации и поддержания интереса к жизни граждан пожилого возраста необходимо открывать разнообразные клубы по интересам, вовлекая физически активных пожилых людей в общественную жизнь региона (города, села) посредством участия в жизни местных клубов, школ, детских учреждений, организовать кружковую работу. Необходимо  активизировать библиотечное обслуживание для маломобильных пожилых людей, организовать социальные маршруты выходного дня для пожилых людей.

Существует острая необходимость дальнейшего развития социального и социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста в сельских районах. Для повышения доступности и расширения спектра социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, проживающим в сельской местности, необходима организация и внедрение в практику работы мобильных бригад социального обслуживания и обеспечение их автотранспортом.

Не менее актуальной становится задача включения людей пенсионного возраста в нормальный процесс полноценной трудовой деятельности и общественной жизни наравне с другими возрастными группами условиями. На сегодняшний день осознана важность предоставления равных с другими возрастами возможностей для пожилых людей на рынке труда и обеспечения для них соответствующих условий труда, обучения и поддержки в получении рабочих мест.

В целях дальнейшего развития социального обслуживания граждан пожилого возраста необходимо проведение анализа их потребностей в социальных услугах на основе мониторинга, социологических исследований, изучения передового опыта работы подведомственных учреждений и других регионов.

Для возрождения и поддержки гуманистических традиций в обществе необходимо дальнейшее развитие волонтерского и добровольческого движения молодежи в помощь гражданам пожилого возраста.

Расширение спектра предоставляемых услуг и оптимизация сети учреждений социального обслуживания населения Забайкальского края требуют повышения квалификации специалистов подведомственных учреждений.

Граждане старшего поколения - полноправные члены общества, которые внесли свою лепту в его развитие и вправе требовать создания условий для достойной старости.

Решение указанных проблем необходимо осуществлять на основе взаимодействия органов исполнительной власти края, местного самоуправления, общественных объединений в рамках краевой долгосрочной целевой программы.

Реализация программы позволит гражданам пожилого возраста оставаться независимыми и полезными для общества.

Принимая во внимание, что содержание и приоритетность мер государственной социальной поддержки граждан старшего поколения находятся в прямой связи с системой стратегических целей Забайкальского края, признавая, что проблемы пожилых людей имеют объективные основания, носят долговременный характер, требуют изыскания дополнительных материальных, кадровых и других ресурсов, формирование идеологического, правового и экономического механизмов деятельности по поддержке пожилых людей, активизация их социального участия в общественной жизни на период до 2013 года предполагаются в рамках настоящей программы.

Раздел 2. Цель, задачи и сроки реализации программы