Недействующий

Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Инновационное развитие Забайкальского края (2011-2014 годы)» (с изменениями на 7 февраля 2012 года)


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Забайкальского края
27 июля 2010 года № 302
(с изменениями, внесенными
 постановлением Правительства Забайкальского края
 от 07 февраля 2012 года № 42)

КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Инновационное развитие Забайкальского края (2011-2014 годы)»

ПАСПОРТ
краевой долгосрочной целевой программы
«Инновационное развитие Забайкальского края (2011-2014 годы)»

Наименование Программы

Краевая долгосрочная целевая программа «Инновационное развитие Забайкальского края (2011-2014 годы)» (далее - Программа).

Дата принятия решения
о разработке Программы

     Распоряжение Правительства Забайкальского края от 29 апреля 2010 года № 217-р.

Дата утверждения Программы

Постановление Правительства Забайкальского края от 27 июля 2010 года № 302 «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Инновационное развитие Забайкальского края (2011-2014 годы)».

Государственный заказчик -координатор Программы

Министерство экономического развития Забайкальского края.

Государственные заказчики Программы

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края; Министерство территориального развития Забайкальского края:

Министерство промышленности и энергетики Забайкальского края;

Министерство здравоохранения Забайкальского края;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края; Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края.

Основной разработчик Программы

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

Цель и задачи Программы

    Цель:

создание условий для перехода экономики Забайкальского края на инновационный путь развития.
    Задачи:

повышение конкурентоспособности экономики края за счет эффективного использования имеющегося ресурсного и геоэкономического потенциала, развитие инновационных производств, имеющих перспективы спроса на выпускаемую продукцию, оказываемые услуги на внутреннем и внешнем рынках;

развитие краевой инновационной инфраструктуры;

содействие повышению инновационной активности предприятий и организаций;

привлечение инвестиций в развитие инновационного сектора экономики;

организация финансовой поддержки инновационных предприятий и организаций инновационной инфраструктуры, находящихся на начальной стадии развития;

подготовка кадров для работы в организациях инновационной инфраструктуры и малого инновационного бизнеса.

Важнейшие целевые индикаторы Программы

Разработка 7 конкурентоспособных технологий, пригодных для последующей коммерциализации;

привлечение к выполнению инновационных исследований и внедрению инновационных разработок 10 молодых специалистов;

выполнение объема работ хозяйственными обществами, созданными в научно-образовательных учреждениях Забайкальского края,  на сумму не менее  7,5 млн. рублей;

увеличение штатного состава хозяйственных обществ, созданных в научно-образовательных учреждениях Забайкальского края, на 14 человек;

внедрение через инновационную инфраструктуру Забайкальского края                 7 инновационных технологий.

Сроки и этапы реализации Программы

2011-2014 годы.

Программа будет реализовываться в один этап.

Потребность в финансировании Программы

Потребность в финансировании мероприятий программы за счет средств краевого бюджета составляет 24500 тыс. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 6750 тыс. рублей;
2012 год - 6750 тыс. рублей;
2013 год - 6750 тыс. рублей;
2014 год - 4250 тыс. рублей.

Основные ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Повышение в 1,4 раза величины сводного индекса инновационной активности Забайкальского края;

повышение в 1,5 раза интегрального индекса конкурентоспособности Забайкальского края;

организация в научно-образовательных учреждениях Забайкальского края 3 новых хозяйственных обществ;

увеличение на 5% объема инновационной продукции, выпускаемой предприятиями Забайкальского края;

подготовка 12 специалистов для работы в организациях инновационной инфраструктуры и малого инновационного бизнеса.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

Необходимость разработки Программы обусловлена наличием комплекса социальных и экономических задач:

увеличение объема продукции, выпускаемой предприятиями перерабатывающих отраслей Забайкальского края;

внедрение результатов научных исследований и разработок в практику, модернизация предприятий на основе технологических инноваций, создание эффективной инновационной системы;

повышение объема производимой инновационной продукции;

создание условий для формирования конкурентоспособного сектора исследований, разработок;

обеспечение условий для эффективного воспроизводства научных, научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и инновационных технологий.

Актуальность решения этих задач и необходимость программного решения проблемы инновационного развития Забайкальского края соответствуют направлениям социально-экономического развития региона, определенным Программой социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы, которая предусматривает в перспективе переход к системно-инновационной модели развития экономики края.

В настоящее время научно-инновационный потенциал Забайкальского края представлен академическими и вузовскими учреждениями. Научными исследованиями и разработками в крае в 2008 году занимались 15 организаций, в то время как в 2006 году - 19. Численность работников этих организаций снизилась с 610 человек в 2006 году до 512 человек в 2008 году, непосредственно исследователей - соответственно с 304 до 229 человек.

Доля инвестиций в науку как в один из элементов инновационного развития региона в общем объеме инвестиций в экономику края составляет всего 0,015 процента, в то время как в транспорт и связь - 42,2 процента, строительство - 24,2 процента, добычу полезных ископаемых - 18,1 процента.

Основные направления развития научно-инновационной сферы Забайкальского края связаны с его региональной природно-ресурсной и социально-экономической спецификой.

В настоящее время имеется ряд готовых инновационных разработок для внедрения и использования в малом бизнесе. Малый бизнес представлен почти во всех видах экономической деятельности края, однако в сопоставлении с другими субъектами Российской Федерации Забайкальский край характеризуется достаточно высокой долей малых предприятий в сельском хозяйстве, горной промышленности и строительстве и низкой долей таких предприятий в обрабатывающих производствах.

Для создания предпосылок роста в крае числа малых предприятий в производственных отраслях, стимулирования их деятельности, а также для развития связей между крупными и малыми предприятиями, принята и реализуется краевая долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае на 2010- 2012 годы».

Приоритетными видами деятельности для оказания государственной поддержки в рамках реализации мероприятий указанной целевой программы определены:

инновационная деятельность;

разработка и производство новых видов продукции и услуг;

внедрение новых технологий.

В 2008 году в Забайкальском крае насчитывалось 17 инновационно-активных предприятий, а их удельный вес в общем числе обследованных организаций составлял лишь 5,5 процента (в Российской Федерации - 9,4 процента, в Сибирском федеральном округе - 7,7 процента); произведено инновационных товаров, работ услуг, на сумму 643,9 млн. рублей. Их удельный вес составил 1,6 процента от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (в Российской Федерации - 5 процентов, в Сибирском федеральном округе - 2,1 процента).

Все это свидетельствует о том, что в инновационной сфере Забайкальского края существует ряд проблем, препятствующих инновационному развитию и активизации инновационной деятельности производственных предприятий, а также научно-образовательных учреждений. К таким проблемам относятся:

слабая правовая база в сфере инновационной деятельности;

неразвитость системы профессионального образования и переподготовки кадров для инновационной сферы, в том числе в таких направлениях, как защита интеллектуальной собственности, ведение инновационного бизнеса;

недостаток у предприятий собственных средств на инновации;