Недействующий

О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы

3.1.5. Развитие системы социальной защиты


В систему социальной защиты населения края входит широкий круг вопросов социальной политики, реализуемой на территории Забайкальского края за счет средств как федерального бюджета, так и бюджета края. Но прежде всего это деятельность по поддержанию приемлемого уровня и качества жизни малообеспеченных и малоимущих граждан, лиц, нуждающихся или имеющих право на получение социальной помощи и поддержки.

В период 2003-2007 годов в крае наблюдалась позитивная динамика показателей уровня жизни населения при сохранении отставания от средних показателей по Российской Федерации и Сибирскому федеральному округу. Увеличились средний размер пенсий, уровень заработной платы, величина среднедушевых доходов в номинальном и реальном выражении. В целом из года в год реальные денежные доходы населения края росли на 7–9%. В 2008 году реальные денежные доходы населения составили 118,4% к уровню 2007 года (по Российской Федерации – 105%, по Сибирскому федеральному округу – 110,6%).

Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума снизилась с 32,2% (по Российской Федерации - 20,3%) в 2003 году до 19,9% (по Российской Федерации – 13,2%) в 2007 году. Существенное сокращение масштабов бедности в крае пришлось на 2005 год как следствие мер, предпринятых государством по увеличению размеров социальных трансфертов: доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума снизилась до 26,2%, а соотношение величины пенсии и величины прожиточного минимума пенсионера увеличилось до 115,2% (с 83,8% в 2003 году). В 2007 году несмотря на продолжающийся рост пенсий указанное соотношение составляло уже 110,2%.

Заметное влияние на рост уровня жизни населения оказала интенсификация развития экономики края в 2006-2007 годах, когда основным фактором роста денежных доходов населения края был рост оплаты труда, который значительно опережал рост остальных составляющих денежных доходов (пенсий и пособий, доходов от предпринимательской деятельности, других доходов). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на одного работника в 2008 году составила 15147,3 рубля и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 23,1% (по Российской Федерации – 17226,3 рубля, с увеличением на 25,9%). Реальная заработная плата увеличилась на 8,8% (по Российской Федерации – на 10,3%).

Улучшение основных показателей уровня жизни населения происходило при сохранении значительных объемов просроченной задолженности по заработной плате. Общая сумма просроченной задолженности по заработной плате на 1 января 2009 года составила 87,9 млн. рублей, что на 7,7% ниже, чем на 1 января 2008 года.

Деятельность органов социальной защиты по обеспечению социальных гарантий и льгот различных категорий населения охватывает достаточно большое количество жителей Забайкальского края. За 2008 год число получателей социальных выплат выросло более чем в 2 раза, что во многом объясняется переходом на денежную форму предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также расширением круга лиц, получивших право на получение социальной поддержки, - специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, и ветеранов труда.

Ежегодно в течение 2003-2007 годов в крае выявлялось более 2000 детей, оставшихся без попечения родителей. В 2007 году в детских учреждениях соцобеспечения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, коррекционные детские дома), проживало 5772 ребенка (в 2006 году – 6045 детей).

Численность инвалидов среди жителей края, состоящих на учете на 1 января 2007 года, увеличилась с 72 тыс. человек в 2003 году до 101 тыс. человек.

В 2008 году в Забайкальском крае для оказания социальной помощи населению функционировало 22 стационарных учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов, в которых проживало 2550 человек. По сравнению с 2003 годом число мест в этих учреждениях выросло на 326, но в очереди на определение в дома-интернаты каждый год состоит от 300 до 400 человек.

На территории края действуют 15 комплексных центров социального обслуживания населения и работают 76 отделений социальной помощи на дому, которые обслуживают 6662 человека (302 человека ждут своей очереди). Нагрузка на одного социального работника в городе составляет 8 человек, обслуживаемых на дому, и сельской местности - 4 человека, обслуживаемых на дому, что соответствует установленному в 2008 году стандарту обслуживания.

Развитие системы надомного обслуживания позволяет увеличить численность обслуживаемых на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, уменьшить очередь из нуждающихся в предоставлении места в стационарном учреждении. При этом клиент остается в привычной для него обстановке, проживает дома, что сохраняет его привычный уклад жизни. В рамках оптимизации бюджетных расходов основную нагрузку по решению проблемы обслуживания пожилых людей и инвалидов призвана взять на себя именно такая форма оказания услуг.

В крае действует государственное учреждение "Единый социальный расчетный центр", обеспечивающее исполнение государственных функций по социальным выплатам, реализован принцип "Единое социальное окно", что позволяет повысить качество оказания услуг путем максимального их приближения к населению, особенно в сельской местности. Важнейшую роль в этом процессе играет служба участковых специалистов по социальной работе, основной функцией которой является мониторинг социального положения граждан на территории поселений и оказание им практической помощи в получении социальных услуг. По состоянию на 1 января 2009 года службой участковых специалистов охвачено 25 районов: 17 городских и 160 сельских поселений, 336 сел. В среднесрочной перспективе деятельность этой службы будет распространена на всю территорию края.

Исходя из анализа существующей ситуации в области социальной политики края основными направлениями развития системы социальной защиты на среднесрочную перспективу являются:

обеспечение поддержки и социальных гарантий наиболее уязвимых групп населения, нетрудоспособных граждан и членов их семей;

развитие рынка социальных услуг;

создание региональной материально-организационной базы системы социальной защиты;

совершенствование управления системой мероприятий и мер социальной защиты;

развитие кадрового потенциала системы социальной защиты края.

Решению поставленных задач будет способствовать реализация мероприятий федеральных, а также краевых долгосрочных целевых программ "Социальная поддержка инвалидов в Забайкальском крае на 2010-2014 годы", "Создании безопасных условий пребывания пожилых граждан, инвалидов и детей в социальных учреждениях на 2009–2012 годы", а также мероприятий Программы согласно разделу 11.

Реализация комплекса мероприятий Программы в среднесрочной перспективе будет способствовать достижению следующих значений целевых индикаторов:

ежегодное увеличение реальных денежных доходов населения на 5,3-6,8%;

снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума до 15%;

ежегодное оздоровление 1150 инвалидов, пожилых и малоимущих граждан в учреждениях социального обеспечения края;

увеличение количества мест в стационарных учреждениях социального обслуживания престарелых и инвалидов за счет строительства и введения в эксплуатацию спальных корпусов на 430 единиц;

снижение уровня инвалидности, отнесенного к общему количеству населения, до 50 человек на 10 тыс. человек населения;

увеличение обеспеченности стационарными учреждениями социального обслуживания (дома-интернаты общего профиля) до 28,8 мест на 1000 населения;

удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, - не менее 40% от общего числа семей с детьми-инвалидами;

удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, - не менее 45% от общего числа детей-инвалидов;