Неотъемлемым элементом системы развития человеческого потенциала края является развитие потребительского рынка, балансировка спроса и предложения основных видов товаров и услуг, обеспечение доступности (как территориальной, так и ценовой) разнообразного набора потребительских товаров и услуг для всех социальных групп населения края. Обеспеченность основными продуктами и услугами, а также наличие разнообразных возможностей для удовлетворения основных потребностей в среднесрочной перспективе способствует как удержанию населения на территории региона, так и повышению качества его жизни.
В последние годы в крае наблюдалось интенсивное развитие потребительского рынка. С одной стороны, увеличилось число предприятий торговли и сферы услуг, осуществлялась модернизация их основных фондов, получили развитие новые формы торговли, расширился ассортимент предоставляемых услуг, увеличилась численность занятых в этих отраслях и их доля в структуре занятости края. С другой стороны, благоприятный внешний фон и экономическая конъюнктура, сложившаяся в этот период, привели к росту основных показателей уровня жизни населения края, к росту платежеспособного спроса на все категории товаров и услуг. Выросли как абсолютные, так и относительные показатели оборота розничной торговли и объема платных услуг, оказанных населению.
В 2008 году физический объем оборота розничной торговли составил 75 369,9 млн. рублей и вырос на 17,7% в сопоставимых ценах по сравнению с уровнем 2007 года (по Российской Федерации - 13%, по Сибирскому федеральному округу – 11,5%); оборот розничной торговли на душу населения – 67,4 тыс. рублей (9-е место по Сибирскому федеральному округу); доля оборота розничной торговли, приходящаяся на торгующие организации, составила 93,5%, увеличившись по сравнению с уровнем 2007 года на 4,2 процентного пункта; объем розничных продаж на рынках и ярмарках с 2005 года сокращается и в 2008 году составил 4 893,4 млн. рублей, что на 29,4% меньше объема 2007 года; доля непродовольственных товаров в товарной структуре оборота розничной торговли составляет 54,5% и остается стабильной на протяжении последних нескольких лет; оборот общественного питания составил 4 087,9 млн. рублей, рост - 116,1% к уровню 2007 года; объем платных услуг населению - 16 801,5 млн. рублей, рост - 107,4% к уровню 2007 года в сопоставимых ценах (по Российской Федерации - 104,9%, по Сибирскому федеральному округу - 108%).
В 2008 году в сфере потребительского рынка края наблюдалась высокая предпринимательская и инвестиционная активность. Общий объем частных инвестиций в строительство, реконструкцию, переоснащение объектов потребительского рынка современным оборудованием вырос в 2,7 раза по сравнению с уровнем 2007 года и составил 1 348,5 млн. рублей. Введено в эксплуатацию 311 объектов потребительского рынка с созданием 61580 кв. метров торговых площадей, 2203 посадочных мест, 1435 рабочих мест.
Достижение нового качественного уровня потребительского рынка стало возможным при создании условий для повышения профессиональной квалификации работников потребительского рынка путем организации и проведения профессиональных конкурсов, конкурса на звание лучшей организации в данной сфере. Для повышения конкурентоспособности продукции, производимой на территории Забайкальского края, и ее продвижения на рынки других регионов в течение ряда лет проводится ежегодный региональный конкурс по качеству товаров среди организаций с последующим участием в программе "100 лучших товаров России". Количество участников конкурсов ежегодно увеличивается.
Достижения последних лет в развитии инфраструктуры потребительского рынка помогут экономике и населению края противостоять неизбежному негативному воздействию экономического кризиса, начавшегося во второй половине 2008 года, так как расширяют возможности для осуществления разных форм, видов торговли и предоставления услуг населению, дают основу и возможность для развития малого бизнеса в этой сфере.
Вместе с тем многие показатели потребительского рынка и обеспеченность объектами рыночной инфраструктуры в крае остаются крайне низкими по сравнению с другими регионами, также остаются нерешенными хронические проблемы отрасли. В настоящее время ограничениями для развития потребительского рынка Забайкальского края выступают:
неравномерное территориальное распределение сети организаций торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;
неравный доступ ко всем видам товаров и услуг для различных социальных групп и для жителей разных населенных пунктов края;
наличие существенной (хотя и снизившейся за последние годы) доли стихийных розничных рынков, а также непрозрачных торговых обменов, скрытых для учета и налогообложения, что в условиях кризиса с большой вероятностью будет усугубляться;
высокие транспортные расходы в связи с тем, что значительная доля потребительских товаров (особенно непродовольственных) завозится из других регионов Российской Федерации или КНР;
недостаток собственных финансовых средств хозяйствующих субъектов рынка на фоне высокого процента коммерческого кредита;
недостаточное обеспечение качества и безопасности товаров и услуг;
отсутствие широкого разнообразия новых видов платных услуг населению несмотря на расширение их спектра в последние годы;
низкие душевые доходы большинства населения края: в 2007 году на долю бедных и малообеспеченных слоев (душевые доходы ниже 2 прожиточных минимумов) в населении края приходилось около 60%.
Необходимым условием развития потребительского рынка станет внедрение потребительской кооперации.
Основными направлениями развития потребительской кооперации края являются:
увеличение степени охвата горячим питанием учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей, средних специальных учебных заведений;
увеличение доли продукции собственного производства в розничном обороте, торговля на розничных рынках городов края сельскохозяйственными продуктами, закупленными у сельского населения и в фермерских хозяйствах;
расконсервация и включение в активную деятельность ранее закрытых организаций розничной торговли путем их реконструкции и технического перевооружения, рациональное использование имеющихся площадей организаций розничной торговли (в малых населенных пунктах) на основе преобразования их в магазины - приемозаготовительные пункты, занимающиеся наряду с торговлей приемом заказов на бытовые услуги, закупкой у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов;
улучшение торгового обслуживания населения на основе организации торговли по образцам, предварительных заказов с доставкой на дом, продажи потребительских товаров на полевых станах, в бригадах, на фермах;
организация продажи товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения в счет оплаты за сданную сельскохозяйственную продукцию.
В среднесрочной перспективе на базе позитивных результатов развития потребительского рынка края, достигнутых в 2005-2008 годах, будет сформирована целостная система обслуживания населения, обеспечивающая разнообразие и доступность (как территориальную, так и ценовую) потребительских товаров и услуг для всех социальных групп населения, способствующая развитию и удовлетворению потребностей жителей на территории Забайкальского края.
Наполнение потребительского рынка товарами собственного производства является основой экономической безопасности любого региона. В этой связи немаловажное значение имеет усиление влияния на потребительский рынок выпуска и продвижения продукции местными товаропроизводителями.
Для достижения поставленных целей намечено решение следующих задач:
дальнейшее развитие инфраструктуры потребительского рынка;
применение схемы создания совместных предприятий: "предприятие-сельхозпроизводитель" - "предприятие-переработчик" – "предприятие торговли" / "предприятие общепита";
осуществление краевой государственной поддержки инвестиционной деятельности в сфере развития потребительского рынка;