Недействующий

О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы

3.1.2. Развитие образования


В развитии системы образования Забайкальского края в последние годы наблюдались позитивные изменения: введены в действие новые образовательные учреждения, проведены интернетизация и модернизация учебного процесса, расширен ассортимент и повышается качество образовательных услуг, становятся более доступными для населения края услуги дошкольного образования.

За период с 2003 по 2007 годы на территории Забайкальского края введено в действие 960 мест в детских дошкольных учреждениях. В 2008 году за счет возврата ранее перепрофилированных помещений и строительства новых детских садов число мест в дошкольных учреждениях увеличилось на 3212. В результате охват детей соответствующего возраста дошкольными учреждениями составил в 2008 году 54%, в 2003 году этот показатель составлял 48,1%.

В 2008/2009 учебном году в крае насчитывалось 731 дневное общеобразовательное учреждение, 8 из которых имели статус негосударственных. За 2003-2008 годы улучшились показатели, отражающие состояние материальной базы учреждений общего образования и кадровое обеспечение образовательного процесса. На территории края введено 5810 новых ученических мест, в том числе 3336 – в сельской местности. Вместе с тем проблема состояния зданий государственных (муниципальных) школ продолжает быть острой. На начало 2008/2009 учебного года 242 дневных общеобразовательных учреждения (33% от общего числа) нуждались в капитальном ремонте, здания 48 школ имели деформации несущих элементов, т. е. находились в аварийном состоянии.

Значительный вклад в развитие системы образования вносит реализация приоритетного национального проекта "Образование". В 2006-2008 годах приобретено 113 школьных автобусов (неудовлетворенная потребность в них снизилась со 130 до 84 единиц), 539 комплектов учебного, учебно-наглядного оборудования для специализированных учебных кабинетов и интерактивно-программных комплексов. За анализируемый период доля дневных общеобразовательных учреждений, оснащенных кабинетами информатики и вычислительной техники, увеличилась среди городских школ с 60,6% до 99,3%, среди сельских школ – с 50,2% до 93,0%.

В 2007 году завершены работы по подключению всех общеобразовательных школ края к сети Интернет. Эффектом модернизации школьного оборудования стало расширение возможностей участников образовательного процесса по использованию современных образовательных технологий, повышение мотивации учащихся, увеличение результативности учебного процесса. При реализации проекта определены лучшие школы и учителя края, поддержан инновационный педагогический опыт передовых школ, обозначены точки роста.

В крае наблюдается процесс диверсификации образовательных услуг, в частности, увеличилось число негосударственных общеобразовательных учреждений (с двух до восьми) и увеличилась численность учащихся в них (с 244 до 702 человек).

Сокращение численности учащихся младших возрастов в населении края в последние годы привело к тому, что большое количество сельских школ стали малокомплектными: на начало 2007 года в Забайкальском крае насчитывалось 172 школы (32% от общего количества школ) с численностью учащихся менее 100 человек. Из-за значительной территориальной удаленности населенных пунктов от школ в 2008 году в крае организован подвоз 8348 учащихся. В ближайшие годы число школьных маршрутов и число детей, которых необходимо подвозить к школам или размещать в пришкольных интернатах, будет расти, так как осуществляемая при переходе на нормативно-подушевое финансирование реструктуризация малокомплектных школ приведет к сокращению числа общеобразовательных учреждений.

Начальное профессиональное обучение в Забайкальском крае осуществляется в 24 учебных учреждениях, из которых 21 - краевого, 3 – федерального подчинения. Ежегодно они подготавливают около 6 тыс. выпускников. Доля выпускников, трудоустроившихся в первый год после окончания образовательных учреждений, составляет 65–68%. Подготовкой специалистов занимаются 23 государственных средних специальных учебных заведения, из которых 16 – краевого подчинения, 6 – федерального подчинения; а также филиал Ангарского политехнического колледжа в г. Краснокаменске и одно негосударственное среднее специальное учебное заведение – филиал Сибирской региональной школы бизнеса в г. Краснокаменске, выпускающих ежегодно около 5 тыс. дипломированных специалистов. Направление на работу получает половина выпускников очных отделений средних специальных учебных заведений.

В 2007-2008 годах три учреждения начального и среднего профессионального образования стали победителями конкурсов государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологических производств, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации. Государственные образовательные учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 11", "Профессиональное училище N 1" и федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса" получили средства на приобретение современного учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, программного и методического обеспечения учебного процесса. На базе этих образовательных учреждений созданы ресурсные центры для подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов.

Высшее образование в Забайкальском крае представлено 13 вузами, из них 9 государственных и 4 негосударственных высших учебных заведения, старейшими из которых являются государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования: Читинский государственный университет, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского, Читинская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Численность студентов вузов на 10 тыс. населения в Забайкальском крае почти вдвое ниже средней по Сибирскому федеральному округу и Российской Федерации.

Основными проблемами в сфере образования края являются:

низкая степень удовлетворенной потребности в местах и переполненность групп в дошкольных образовательных организациях;

{абзац 12 подраздела 3.1.2 раздела 3 в редакции Закона Забайкальского края от 09.04.2014 года N 963-ЗЗК}

отставание системы дошкольного образования от темпов развития общего образования;

высокая доля общеобразовательных организаций с неудовлетворительным состоянием зданий;

{абзац 14 подраздела 3.1.2 раздела 3 в редакции Закона Забайкальского края от 09.04.2014 года N 963-ЗЗК}

ограничения в доступности качественного общего образования для жителей сельской местности, низкая доля учителей с высшим образованием в сельских общеобразовательных организациях (67%);

{абзац 15 подраздела 3.1.2 раздела 3 в редакции Закона Забайкальского края от 09.04.2014 года N 963-ЗЗК}

низкий уровень материально-учебной обеспеченности профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, слабая согласованность их деятельности с потребностями регионального рынка труда;

{абзац 16 подраздела 3.1.2 раздела 3 в редакции Закона Забайкальского края от 09.04.2014 года N 963-ЗЗК}

недостаточно широкое взаимодействие образовательных организаций высшего образования с научными и образовательными организациями за пределами региона, слабая связь с предприятиями промышленности, опытными и экспериментальными базами, что приводит к снижению качества учебного процесса, отсутствию практической подготовки будущих специалистов.

{абзац 17 подраздела 3.1.2 раздела 3 в редакции Закона Забайкальского края от 09.04.2014 года N 963-ЗЗК}

Преодоление перечисленных проблем возможно в контексте динамичного социально-экономического развития края и предполагает, что политика в сфере образования в планируемый период будет направлена на создание условий для безопасной социализации детей, обеспечение современного качества образования всех уровней, в том числе профессионального, которое должно быть ориентировано на потребности региональной экономики, обеспечение прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и финансовое обеспечение этих гарантий в рамках регулирования межбюджетных отношений. Это предполагает решение следующих задач:

{абзац 18 подраздела 3.1.2 раздела 3 в редакции Закона Забайкальского края от 09.04.2014 года N 963-ЗЗК}

создание оптимальных условий для обеспечения доступности дошкольного образования, для воспитания и образования детей дошкольного возраста, обеспечивающих раннее развитие;

сохранение в образовательных организациях кадрового потенциала, повышение его образовательного и профессионального уровня;

{абзац 20 подраздела 3.1.2 раздела 3 в редакции Закона Забайкальского края от 09.04.2014 года N 963-ЗЗК}

дальнейшее развитие материально-учебной базы и транспортного обеспечения общеобразовательных организаций, строительство и оснащение интернатов при общеобразовательных организациях, модернизация материально-технической базы профессиональных образовательных организаций;