Недействующий

О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы

Таблица 1.3.1

Сравнительная обеспеченность Забайкальского края основными компонентами социально-экономического потенциала за 2006 год, в % к Российской Федерации и Сибирскому федеральному округу*


Ресурсно-сырьевой (минерально-сырьевой) потенциал [2]

Основные фонды (с учетом износа) [3]

Квалифицированные трудовые ресурсы [4]

Транспортно-коммуника ционная инфраструктура [5]

Рыночная инфраструктура [6]

Социальная инфраструктура [7]

Забайкальский край

101,2

136,8

73,0

110,5

34,8

89,2

Сибирский федеральный округ

91,1

86,5

92,2

89,3

76,6

97,5

Российская Федерация

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

* Оценка СОПС

Уровень обеспеченности края отдельными компонентами его экономического потенциала, как показывают приведенные данные, значительно дифференцирован, что связано с разной значимостью природных предпосылок (наличие и уровень ресурсно-сырьевого потенциала) и параметров предшествующего социально-экономического развития.

Достаточно высокая степень обеспеченности Забайкальского края отмечается по таким компонентам его экономического потенциала, как общий объем основных фондов (с учетом их износа), а также сравнительный уровень развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры. Оценки данных компонентов составляют соответственно 137% и 111% от среднероссийского уровня.

Относительно высокая степень обеспеченности основными фондами в существенной мере обусловлена преобладанием в структуре экономики фондоемких отраслей, включая транспорт и добывающую промышленность.

Одним из наиболее значимых в системе компонентов экономического потенциала Забайкальского края является его транспортно-коммуникационная инфраструктура.

Этот компонент отражает, с одной стороны, плотность на территории края автодорог общего пользования с твердым покрытием, а с другой стороны, - достигнутый уровень развития средств связи и телекоммуникаций. Значение данного компонента будет все более возрастать по мере реализации потенциалов транспортных коридоров, проходящих по территории края, включая Транссибирскую магистраль, БАМ и строящуюся автомагистраль "Амур" Чита–Хабаровск, последовательного формирования транспортно-логистических узлов, а также развития взаимовыгодного и разностороннего приграничного сотрудничества с сопредельными регионами КНР и Монголией.

Средняя степень обеспеченности территории края свойственна ресурсно-сырьевому потенциалу (в части минерально-сырьевого потенциала). Современный уровень обеспеченности региона данным потенциалом составляет 101% по отношению к среднему показателю по Российской Федерации, превышает соответствующий уровень по Сибирскому федеральному округу (91%).

Низкая степень обеспеченности в Забайкальском крае наблюдается по объектам рыночной инфраструктуры - около 35% от среднероссийского показателя.

Реализация в долгосрочной перспективе системно-инновационной модели Забайкальского края потребует значительных усилий в наращивании ключевых компонентов регионального потенциала, прежде всего, научно-образовательного и кадрового. В данном случае процессы последовательного накопления и рационального использования человеческого капитала, имеющего сравнительно низкую степень развития в крае, должны лежать в основе модернизации его экономики, определять вектор структурных реформ.

Решение в перспективе проблем эффективной реализации экономического потенциала в текущей хозяйственной деятельности обусловливает необходимость не только накопления и совершенствования отдельных наиболее значимых для экономики края компонентов, включая квалифицированные трудовые ресурсы, социальную, транспортную и инженерную инфраструктуры, но и значительного повышения конкурентоспособности ключевых секторов краевой экономики, а также всего хозяйственного комплекса в целом.