Сравнительная обеспеченность Забайкальского края основными компонентами социально-экономического потенциала за 2006 год, в % к Российской Федерации и Сибирскому федеральному округу*
Ресурсно-сырьевой (минерально-сырьевой) потенциал [2] | Основные фонды (с учетом износа) [3] | Квалифицированные трудовые ресурсы [4] | Транспортно-коммуника ционная инфраструктура [5] | Рыночная инфраструктура [6] | Социальная инфраструктура [7] | |
Забайкальский край | 101,2 | 136,8 | 73,0 | 110,5 | 34,8 | 89,2 |
Сибирский федеральный округ | 91,1 | 86,5 | 92,2 | 89,3 | 76,6 | 97,5 |
Российская Федерация | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
* Оценка СОПС
Уровень обеспеченности края отдельными компонентами его экономического потенциала, как показывают приведенные данные, значительно дифференцирован, что связано с разной значимостью природных предпосылок (наличие и уровень ресурсно-сырьевого потенциала) и параметров предшествующего социально-экономического развития.
Достаточно высокая степень обеспеченности Забайкальского края отмечается по таким компонентам его экономического потенциала, как общий объем основных фондов (с учетом их износа), а также сравнительный уровень развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры. Оценки данных компонентов составляют соответственно 137% и 111% от среднероссийского уровня.
Относительно высокая степень обеспеченности основными фондами в существенной мере обусловлена преобладанием в структуре экономики фондоемких отраслей, включая транспорт и добывающую промышленность.
Одним из наиболее значимых в системе компонентов экономического потенциала Забайкальского края является его транспортно-коммуникационная инфраструктура.
Этот компонент отражает, с одной стороны, плотность на территории края автодорог общего пользования с твердым покрытием, а с другой стороны, - достигнутый уровень развития средств связи и телекоммуникаций. Значение данного компонента будет все более возрастать по мере реализации потенциалов транспортных коридоров, проходящих по территории края, включая Транссибирскую магистраль, БАМ и строящуюся автомагистраль "Амур" Чита–Хабаровск, последовательного формирования транспортно-логистических узлов, а также развития взаимовыгодного и разностороннего приграничного сотрудничества с сопредельными регионами КНР и Монголией.
Средняя степень обеспеченности территории края свойственна ресурсно-сырьевому потенциалу (в части минерально-сырьевого потенциала). Современный уровень обеспеченности региона данным потенциалом составляет 101% по отношению к среднему показателю по Российской Федерации, превышает соответствующий уровень по Сибирскому федеральному округу (91%).
Низкая степень обеспеченности в Забайкальском крае наблюдается по объектам рыночной инфраструктуры - около 35% от среднероссийского показателя.
Реализация в долгосрочной перспективе системно-инновационной модели Забайкальского края потребует значительных усилий в наращивании ключевых компонентов регионального потенциала, прежде всего, научно-образовательного и кадрового. В данном случае процессы последовательного накопления и рационального использования человеческого капитала, имеющего сравнительно низкую степень развития в крае, должны лежать в основе модернизации его экономики, определять вектор структурных реформ.
Решение в перспективе проблем эффективной реализации экономического потенциала в текущей хозяйственной деятельности обусловливает необходимость не только накопления и совершенствования отдельных наиболее значимых для экономики края компонентов, включая квалифицированные трудовые ресурсы, социальную, транспортную и инженерную инфраструктуры, но и значительного повышения конкурентоспособности ключевых секторов краевой экономики, а также всего хозяйственного комплекса в целом.