Недействующий

О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы

3.1.4. Жилищная политика


Жилищная проблема в Забайкальском крае остается одной из наиболее острых. На учете для получения жилья и улучшения жилищных условий стоит около 20 тысяч семей.

С 2006 года наметились некоторые предпосылки решения проблемы, связанные с началом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", цель которого – формирование доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан страны, а также реализация направлений Стратегии жилищного строительства в Российской Федерации. В 2008 году в Забайкальском крае введено в действие 258,6 тыс. кв. метров жилой площади, что в 1,4 раза выше уровня 2006 года. Реализация приоритетного национального проекта проводилась по нескольким направлениям.

В рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в 2006–2008 годах получили свидетельства о праве на получение социальной выплаты 1308 молодых семей, из них 1052 молодых семьи улучшили жилищные условия. Сумма средств федерального бюджета на софинансирование расходов по предоставлению субсидий молодым семьям – участницам подпрограммы составила 129,054 млн. рублей, из консолидированного бюджета – 159,121 млн. рублей, из внебюджетных источников на реализацию подпрограммы привлечено 75,44 млн. рублей. Предоставлена дополнительная компенсация при рождении (усыновлении) одного ребенка 16 молодым семьям.

В рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы за 2006–2008 годы в пределах лимитов, установленных Правительством Российской Федерации, был выдан 141 государственный жилищный сертификат на общую сумму 173,71 млн. рублей.

За период реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" было предоставлено гражданам Забайкальского края 4,5 тыс. ипотечных жилищных кредитов на общую сумму 4,5 млрд. рублей. Количественный показатель по их выдаче растет более медленными темпами по сравнению с его стоимостным аналогом. В настоящее время отмечается тенденция увеличения размера предоставляемого гражданам ипотечного кредита. В 2006 году средний размер кредита составлял 500–600 тыс. рублей, в 2007 году – около 1 млн. рублей, в конце 2008 года он возрос до 1,4–1,5 млн. рублей. Срок кредитования составляет в среднем 15 лет, а средневзвешенная процентная ставка по итогам 2008 года – 14%. В IV квартале 2008 года был отмечен заметный рост процентных ставок по ипотечному кредитованию, некоторые банки приостановили выдачу ипотечных кредитов населению, также произошло серьезное ужесточение требований к заемщикам. Эти меры не могли не повлиять на снижение такого показателя, как доля семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью ипотеки: с 17% в 2007 году до 14% по итогам 2008 года.

В настоящее время органами государственной власти Забайкальского края проводится целенаправленная работа по развитию жилищного строительства. Реализуются целевые программы, направленные на ускорение жилищного строительства и обеспечение граждан качественным жильем: "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства (2007-2010 годы)", "Переселение граждан Читинской области из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или с высоким уровнем износа (2007–2010 годы)", "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Читинской области (2007–2010 годы)" и другие. Край принимает активное участие в реализации мероприятий Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части приобретения у строительных организаций жилых помещений с высокой степенью готовности в многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Основными проблемами реализации жилищной политики в крае являются:

недостаточный уровень обновления жилищного фонда, высокая доля жилья в аварийном состоянии;

нечеткость правовых и финансовых условий привлечения частного бизнеса в процесс реализации жилищной политики Забайкальского края;

незавершенность перераспределения государственной и муниципальной собственности в связи с совершенствованием разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, краевыми органами государственной власти и органами местного самоуправления;

недостаточная развитость объединений потребителей, в том числе собственников жилья;

негативные последствия изменения мировой финансовой конъюнктуры, способные привести к кризису на рынке ипотечного кредитования, снижению темпов обновления жилищного фонда;

низкая эффективность использования имущества высвобождаемых военных городков и объектов социально-бытового назначения, которые находятся на балансе квартирно-эксплуатационных частей Сибирского военного округа, вследствие пробелов в федеральном законодательстве, регламентирующем порядок передачи военного имущества субъектам Российской Федерации;

недостаточный уровень конкуренции в управлении жилищным фондом, что ведет к деформациям в ценообразовании;

слабая подготовка управляющих жилищным фондом;

отсутствие четких критериев планирования ремонта и сноса жилищного фонда, стандартных наборов регламентов работ и методик ценообразования, обоснованного прогноза тарифной политики с учетом платежеспособности потребителей и задач развития инфраструктуры;

невысокий уровень благоустройства населенных пунктов, особенно сельских.

В среднесрочном периоде основной целью проведения государственной жилищной политики станет продолжение реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", а также привлечение дополнительных инструментов и источников финансирования.

Для достижения поставленной цели предстоит решать ряд приоритетных задач:

выкуп готового жилья или жилья с высокой степенью готовности, а также строительство жилых домов для государственных (муниципальных) нужд, поскольку в период финансового кризиса актуальной становится поддержка строительных компаний;

внедрение технологических инноваций в производственные процессы жилищной сферы с упором на новые энерго- и ресурсосберегающие технологии;

инвентаризация перспективных для строительства площадей в муниципальных образованиях для определения незастроенных земель, пригодных для строительства жилых микрорайонов.

Для решения поставленных задач будет обеспечен приток новых финансовых ресурсов на рынок жилищного строительства и в сопряженные с ним секторы промышленности, вовлечена в реальный экономический оборот жилая недвижимость через механизм ипотеки, создана экономическая база для привлечения в жилищную сферу сбережений граждан и других внебюджетных финансовых ресурсов, в том числе привлечение иностранных инвестиций, создана система поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. С целью диверсификации источников финансирования программных мероприятий будут более эффективно задействованы перспективные инструменты государственно-частного партнерства, с использованием которых планируется привлечь к решению актуальных задач жилищной политики Забайкальского края средства частного бизнеса. Такая практика позволит обеспечить строительство и реконструкцию инженерной и социальной инфраструктур в соответствии с потребностями увеличения объемов жилищного строительства, особенно при комплексном освоении земельных участков.

Часть задач будет решаться через софинансирование федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы – главный организационно-финансовый механизм реализации национального проекта. На региональном уровне разработана краевая долгосрочная целевая программа "Жилище (2010–2012 годы)", которая включает все направления развития жилищной политики и государственной поддержки отдельных категорий граждан через предоставление социальных выплат на приобретение или строительство жилья.

Большое значение для наращивания объемов жилищного строительства приобретает развитие малоэтажного строительства с привлечением средств населения и развитием производства строительных материалов и конструкций на местном сырье. Для эффективного развития рынка жилья эконом-класса в первую очередь предполагается расширение деревянной одноэтажной застройки, использующей ресурсную базу региона.

В перспективе должна сохраниться ориентация перевода жилищного строительства с так называемой "точечной застройки" на комплексное жилищное строительство.

Для развития комплексной жилой застройки, в том числе социального жилья, будут использованы земельные участки, государственное право собственности на которые не разграничено. Данная схема предполагает несколько этапов: разграничение прав на земельные участки, обустройство земельных участков, строительство жилья и его реализацию. На обустройство земельных участков и строительство жилья могут использоваться как бюджетные, так и внебюджетные средства. В качестве внебюджетных источников могут рассматриваться кредиты банков, направляемые застройщику (например, под гарантию Правительства Забайкальского края), ипотечные кредиты населению и средства граждан. Привлечение средств граждан в строительство жилья может осуществляться от начальной стадии строительства (долевое строительство жилья) до конечной (реализация готовых квартир отдельным категориям граждан, например, гражданам, получившим государственные жилищные сертификаты, и молодым семьям).

Конечная цель данной схемы - развитие массового жилищного строительства с последующей реализацией жилья среди различных категорий граждан по цене одного квадратного метра жилья ниже рыночной. При этом реализация жилых помещений способна обеспечить реинвестирование средств в дальнейшее строительство жилья. В рамках данной схемы также предполагается строительство социального жилья и формирование специализированного жилищного фонда.