Недействующий

О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы

Таблица 1.4.1

Показатели конкурентоспособности экономики Забайкальского края за 2007 год*


Показатели

Забайкальский край

Сибирский федеральный округ

Российская Федерация

ВРП на одного занятого в экономике, в % к Российской Федерации (2006 год)

54,6

80,5

100,0

Денежные доходы (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения, в % к Российской Федерации

71,7

85,8

100,0

Объем частных инвестиций в основной капитал на душу населения, в % к Российской Федерации

54,4

80,6

100,0

Экспорт на душу населения, в % к Российской Федерации

12,7

61,8

100,0

Оборот малых предприятий товаропроизводящих отраслей на душу населения, в % к Российской Федерации

37,0

63,5

100,0

Сальдированный финансовый результат на одного занятого в экономике, тыс. рублей

6,0

51,7

84,7

Объем собственных доходов консолидированного бюджета региона (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения, в % к Российской Федерации

49,6

78,3

100,0

Сводный индекс инновационной активности, в % к Российской Федерации  [9]

35,3

50,1

100,0

Интегральный индекс конкурентоспособности**

0,198

0,280

0,351

* По методике СОПС и РАН.

** Интегральный индекс конкурентоспособности учитывает также динамику соответствующих показателей за 2006-2007 годы.

В соответствии с приведенной оценкой край в настоящее время относится к группе регионов со сравнительно низкими параметрами региональной конкурентоспособности, существенно уступая по ее уровню соответствующим показателям по Сибирскому федеральному округу (0,280) и Российской Федерации (0,351).

Современный низкий уровень общей конкурентоспособности краевой экономики обусловлен отрицательным воздействием всей совокупности ее значимых факторов, по каждому из которых регион существенно уступает как Российской Федерации, так и Сибирскому федеральному округу.

Ключевой характеристикой региональной конкурентоспособности, по сути предопределяющей ее общий уровень, является сравнительный уровень производительности труда, отражаемый относительным показателем производства валового регионального продукта на одного занятого в экономике. Его величина по краю, по оценке за 2007 год, составляет немногим более половины от среднероссийского уровня, и около двух третей - от аналогичного среднего показателя по Сибирскому федеральному округу.

Важнейшее направление решения проблемы повышения конкурентоспособности Забайкальского края заключается в последовательной диверсификации краевой экономики на базе опережающего развития производств и сектора услуг с высокой долей добавленной стоимости, с использованием преимуществ транспортно-географического положения края и возможностей интенсификации приграничного сотрудничества.

Значимая роль в улучшении конкурентных позиций края и преодолении негативных тенденций в социально-экономическом развитии (наряду с реализацией приоритетных инвестиционных проектов с высоким мультипликативным эффектом) принадлежит малому предпринимательству. В настоящий период среднедушевой оборот всей совокупности малых предприятий товаропроизводящих отраслей (промышленность, сельское хозяйство и строительство) составляет лишь 37% от среднероссийского уровня при 64% по Сибирскому федеральному округу.

Вместе с тем ожидаемый в результате создания благоприятной административно-правовой среды быстрый рост этого сектора экономики позволит повысить реальные денежные доходы населения края, финансовые поступления в бюджет края и муниципальные бюджеты, а также в значительной мере решить проблемы занятости экономически активного населения.

В существенно меньшей степени, по сравнению с другими параметрами конкурентоспособности, от среднероссийского уровня отстает величина среднедушевых денежных доходов населения, рассчитанная с учетом уровня покупательной способности (72% от Российской Федерации), что в немалой степени обусловлено финансированием краевой экономики из федерального бюджета, в том числе в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

Особенностью развития края в силу его географического расположения является формирование значительной доли общего объема прибыли прибыльных предприятий и организаций организациями, главные офисы которых находятся за его пределами. Сальдированный финансовый результат на одного занятого в экономике, рассчитанный без учета прибыли, сформированной филиалами и обособленными подразделениями, составил по краю в 2007 году 6 тыс. рублей.

Относительно низкий уровень доходов предприятий и населения определяет среднедушевой объем доходов консолидированного бюджета края (около 50% к общероссийскому уровню с учетом уровня покупательной способности).

Другой особенностью приграничного положения Забайкальского края является значительный объем обслуживаемых транзитных экспортно-импортных потоков. При этом общий объем экспорта без учета обслуживаемых потоков в среднедушевом выражении в 2007 году был почти в 8 раз меньше среднего по Российской Федерации и почти в 5 раз ниже аналогичного показателя по Сибирскому федеральному округу.

Возможности ускоренного социально-экономического развития края в среднесрочной и долгосрочной перспективах тесно связаны с перспективами наращивания инвестиционной активности в экономике. Это тем более важно, что современный уровень инвестиций в основной капитал из внебюджетных источников пока заметно уступает среднероссийскому (около 55% от Российской Федерации в среднедушевом исчислении).

Наряду с этим в крае пока еще недостаточна сравнительная степень инновационной активности предприятий. Сводный индекс инновационной активности, отражающий один из важнейших аспектов региональной конкурентоспособности, составил около 35% от среднероссийского уровня, при этом по Сибирскому федеральному округу этот индекс равен 50%.

Комплексный анализ конкурентных позиций Забайкальского края, его конкурентных преимуществ с точки зрения их реализации в долгосрочной перспективе и обеспечения на этой основе его устойчивого экономического роста требует вместе с тем учета значительно большей совокупности как внутренних, так и внешних факторов и условий территориального развития.

Для определения совокупности значимых факторов с целью проведения перспективного (стратегического) планирования применен метод SWOT-анализа (таблица 1.4.2).