Регулирование градостроительной деятельности и землепользования в настоящее время является основным условием устойчивого и планомерного развития территории Забайкальского края.
Отсутствие планирования комплексной застройки городских и сельских поселений и территории края в целом приводит к резкому отставанию строительства объектов социальной сферы, инженерной, транспортной инфраструктуры, сдерживает вовлечение инвестиционных ресурсов в осуществление градостроительной деятельности на территории к Забайкальского рая.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" с 31 декабря 2012 года не допускается принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
{абзац 3 раздела 1 в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 12.05.2011 года N 163}.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации с 31 декабря 2012 года не допускается выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства при отсутствии правил землепользования и застройки, подготовка которых должна осуществляться с учетом положений территориального планирования.
{абзац 4 раздела 1 в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 12.05.2011 года N 163}.
Таким образом, при отсутствии документов территориального планирования муниципальных образований края (схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, городских округов) невозможна реализация проектов, включенных в федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", Программу социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы и направленных на развитие юга Забайкальского края (торгово-промышленная зона пгт Забайкальск), юго-востока Забайкальского края (Забайкальский территориальный горно-металлургический комплекс), севера Забайкальского края (Чарский территориальный промышленный комплекс, зона БАМа); на транспортное развитие Забайкальского края (строительство новой ветки железной дороги Нарын - Газимурский Завод – Лугокан); на развитие топливно-энергетического комплекса (строительство ЛЭП-220 от Харанорской ГРЭС до Газимуро-Заводского района и ЛЭП-110 Краснокаменск – Нерчинский Завод – Газимурский Завод).
{абзац 5 раздела 1 изложен в новой редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 12.05.2011 года N 163}.
Решение проблемы комплексного развития территории Забайкальского края возможно только путем применения программного метода, способствующего консолидации ресурсов, координированию действий исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих на территории Забайкальского края реализацию инвестиционных проектов. Целесообразность решения проблемы программным методом также обусловлена тем, что подготовка документов территориального планирования Забайкальского края является полномочием Правительства Забайкальского края, а в закон Забайкальского края о бюджете Забайкальского края объем финансирования может быть включен только при наличии обоснования со ссылкой на нормативный правовой акт Правительства Забайкальского края, которым является утвержденная Правительством Забайкальского края программа.