Стратегия государственного развития реализуется на региональном уровне. Региональная политика направлена на управление экономической, социальной и политической жизнью регионов, координацию взаимоотношения центра и регионов, эффективное развитие региональных отношений.
Современная модель регионального управления должна базироваться на:
приоритетности решения задач, направленных на сохранение и улучшение условий жизнедеятельности населения;
комплексности анализа культурной, экономической, экологической, социальной и других сфер жизни общества;
системности в учете внешних факторов и внутренних взаимозависимостей;
выявлении и реализации доступных мер, направленных на защиту населения в рыночной среде;
рассмотрении задач развития региона в рамках развития Российской Федерации.
Необходимо признать, что основные задачи региональной политики в настоящее время не могут быть решены без всеобъемлющего информационного обеспечения, без использования самых современных ИКТ, на основе которых поиск необходимой информации, ее учет, анализ при решении вопросов регионального управления более совершенен и продуктивен.
Всесторонняя информатизация органов государственного управления и местного самоуправления, их полновесное обеспечение комплексной аналитической информацией, как оперативной, так и стратегической, лежат в основе полнокровного управления регионом. В основе процессов управления на любом уровне лежит глубокое и разностороннее информационное обеспечение. Для решения задач управления необходимо формирование системы принятия управленческих решений, которая должна обеспечивать эффективный мониторинг принимаемых решений и последствий их реализации. Для этого должны быть объединены различные компоненты принятия управленческих решений: общеэкономические, функциональные, отраслевые, территориальные, федеральные, правоохранительные и т.д. Для каждого из этих компонентов в интересах эффективной аналитической и прогнозной деятельности органов управления необходимо создать свою информационную базу, показывающую многолетнюю динамику.
Существующая потребность в централизованной, упорядоченной, строго организованной системе информационного обеспечения органов управления ведет к формированию концепции интегрированного информационного пространства России. Поэтому в настоящее время одним из основных политических курсов, определенных Президентом Российской Федерации, является формирование информационного общества. Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития ИКТ и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и государственными органами. В соответствии с федеральным законодательством в регионах разрабатываются и реализуются программы развития и использования ИКТ. Они определяют основные приоритеты, принципы и направления реализации единой политики в сфере информатизации, создают условия построения регионального информационного пространства как составной части глобального российского и международного информационного пространства.
Сущность информационного общества определяется рядом взаимосвязанных процессов:
информация и знания выступают важным ресурсом социально-экономического развития;
рынок информации и знаний приравнивается к рынкам природных ресурсов, труда и капитала;
стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу, обработку и использование информации;
развитая информационная инфраструктура определяет национальную и региональную конкурентоспособность;
развитие и активное внедрение во все сферы деятельности современных ИКТ существенно меняют модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.
В настоящее время высокий уровень информатизации является одним из существенных факторов успешного социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Настоящая программа является логическим продолжением реализуемых ранее на территории Читинской области областных целевых программ "Электронное Забайкалье (2004-2008 годы)" и "Электронное Забайкалье (2007-2010 годы). С момента начала реализации областных целевых программ их финансирование из регионального бюджета составило 9912,19 тыс. рублей из запланированных 274323,16 тыс. рублей, что составляет 3,61 %. Это отрицательно сказывается на состоянии развития информационного общества в Забайкальском крае.
В соответствии с рейтингом готовности регионов к информационному обществу в 2007-2008 годах, определяемом Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Забайкальский край занимает 74 место по стране и 10 по Сибирскому федеральному округу, незначительно опережая республики Алтай и Тыва. Это вызвано недостаточным вниманием к развитию и использованию ИКТ, формированию электронного правительства, а также невысоким уровнем компьютерной грамотности государственных гражданских служащих в частности и населения в целом.
По мере развития и проникновения ИКТ во все сферы общественной жизни государственные органы все чаще используют их для организации эффективного управления и повышения качества предоставления гражданам и хозяйствующим субъектам государственных услуг. Использование таких технологий в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения.
В существующих информационных отношениях и информационной инфраструктуре Забайкальского края имеется ряд системных проблем, сдерживающих массовое эффективное использование ИКТ в общественных процессах. Сохраняются значительные различия между государственными органами Забайкальского края по использованию ИКТ в деятельности, результаты внедрения таких технологий носят преимущественно локальный ведомственный характер. Существует серьезное отставание государственных органов Забайкальского края от федеральных органов государственной власти по уровню информационно-технологического обеспечения административно-управленческих процессов, а также по уровню развития информационно-технологической инфраструктуры и государственных информационных систем. На начальной стадии развития находятся основные государственные информационные системы, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного управления. Не внедрены информационно-аналитические системы планирования и мониторинга деятельности государственных органов Забайкальского края. Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для планирования и определения целевых показателей результативности деятельности государственных органов Забайкальского края, а также единая информационная система их достижения. Отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов. Созданные в сети "Интернет" сайты государственных органов Забайкальского края не содержат в достаточном объеме сведений о необходимых условиях получения государственных услуг, что затрудняет взаимодействие граждан с органами власти. Недостаточными темпами развиваются инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к сайтам государственных органов и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения. Получение населением и организациями государственных услуг, а также информации, связанной с деятельностью государственных органов Забайкальского края, в большинстве случаев требует их личного обращения в данные государственные органы, а также представления запросов и другой необходимой информации в бумажном виде. Это приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства для населения. Отсутствует необходимая нормативная правовая база предоставления государственными органами Забайкальского края гражданам и хозяйствующим субъектам требуемой информации. Не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия государственных органов Забайкальского края между собой, с населением и организациями. Отсутствуют доступные механизмы обеспечения "цифрового доверия" (удостоверяющий центр электронно-цифровой подписи).
{абзац 21 раздела 1 в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 16.12.2011 года N 477}
Неконтролируемый рост объемов информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах Забайкальского края, в условиях отсутствия эффективных механизмов контроля ее использования создает также угрозу нарушения прав граждан. Проблема отсутствия инфраструктуры, решений и стандартов в области обмена данными в электронном виде на межведомственном уровне, а также с населением и организациями Забайкальского края становится особенно актуальной по мере дальнейшего проникновения ИКТ в социально-экономическую сферу и развития государственных информационных систем. Отсутствие единых требований к совершенствованию административных процессов на основе применения ИКТ, единых подходов к формированию ведомственных программ в этой сфере, а также системы мониторинга и контроля качества их реализации приводит к отсутствию должного эффекта от внедрения таких технологий и существенно снижает эффективность расходования бюджетных средств на эти цели. В настоящее время ситуация в сфере планирования и контроля эффективности бюджетных расходов на внедрение ИКТ ведет к дальнейшей дифференциации государственных органов Забайкальского края и невозможности обеспечения согласованного развития государственных информационных систем в соответствии с приоритетами модернизации государственного управления.
Опыт последних лет показывает, что решение таких задач, как развитие экономики, повышение эффективности государственного управления, выполнение многих социальных программ, невозможно без привлечения ИКТ.
Активное развитие и широкое применение ИКТ являются на сегодняшний день важными факторами для повышения уровня социально-экономического развития региона, обеспечения достижения целей реформирования исполнительных органов государственной власти, создания необходимых условий для включения в процесс перехода к информационному обществу.
Количество и качество информационных ресурсов, степень их использования в настоящее время становятся определяющими факторами уровня развития любого субъекта деятельности. ИКТ активно используются при автоматизации работы с документами, решении вычислительных задач, управлении технологическими системами, информационном обслуживании. В то же время динамично растущие информационные потребности общества намного превышают существующие возможности современной инфраструктуры Забайкальского края. Еще недостаточно широко используются ИКТ и технологии работы со знанием в управленческих, научно-образовательных, инновационных и иных целях.
Решение вышеизложенных проблем программно-целевым методом позволит:
обеспечить концентрацию ресурсов, выделяемых из бюджета Забайкальского края и привлекаемых из внебюджетных источников, при решении задач в области развития и использования ИКТ;