Недействующий

Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Охрана лесов от пожаров (2011-2014 годы)» (с изменениями на 22 мая 2013 года)

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

Площадь лесов Забайкальского края составляет 32,6 млн. гектаров; расчетная лесосека (возможный объем вырубки без ущерба для лесного фонда) - 17,7 млн. куб.м.

Лесной сектор играет важную роль в экономике и имеет существенное значение для социально-экономического развития Забайкальского края. Продукция лесной промышленности составляет около 3% общего объема промышленной продукции Забайкальского края. Для удовлетворения потребности в лесопродукции строительного сектора экономики, обеспечения населения доступным и комфортным жильем, повышения экспортного потенциала края, создания новых производственных мощностей по деревообработке, освоению неиспользуемых лесных ресурсов в восточных районах Забайкальского края, снижения доли круглых лесоматериалов в экспортных поставках, сокращения теневого сектора экономики принята целевая программа Забайкальского края «Развитие лесопромышленного комплекса Забайкальского края (2009-2013 годы)».

Лесные насаждения во всей их совокупности служат источником пополнения кислорода в атмосфере.  

Изменения в системе государственного управления лесами, разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передача им части полномочий по управлению государственным лесным фондом повышает ответственность субъектов Российской Федерации и влечет необходимость своевременно проводить противопожарное обустройство лесов, снижая опасность лесных пожаров, улучшая санитарное состояние лесов. Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года № 69-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2007 года №1305-р), целью развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесами ставит соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.

Однако состояние лесного фонда в условиях высокой пожароопасности вызвает серьезную озабоченность. Ежегодно в Забайкальском крае от пожаров погибают леса на площади от 3 до 100 тыс. га. Возникает более 1000 пожаров, ущерб от которых составляет около 1 млрд. рублей. Лесные пожары угрожают населенным пунктам и объектам экономики, примыкающим к лесным массивам или находящимся в лесу.

Основными причинами возникновения лесных пожаров является антропогенный фактор (по вине человека возникает более 80% лесных пожаров). Необходимо формировать в сознании людей, начиная с детского возраста, бережное отношение к лесу.

Расходы на тушение пожаров составляют порядка 100 млн. рублей. Из федерального бюджета в виде субвенций выделяется  на тушение не более 30 млн. рублей.

Из-за недостаточного финансирования органов лесного хозяйства в последние годы материально-техническая база наземной и авиационной служб пожаротушения недоукомплектовывалась, оснащение их новой современной высокоэффективной специальной техникой и противопожарным оборудованием не производилось. По причине недостаточного выделения из федерального бюджета средств на содержание краевого государственного учреждения «Читинская база авиационной охраны лесов» (далее - КГУ «Читинская авиабаза») ежегодно недоукомплектовывается численность работников авиапожарной службы (десантников и парашютистов), не соблюдается регламентация работы авиапожарных служб, кратность авиапатрулирования уменьшается, что влияет на своевременное обнаружение и принятие мер по тушению лесных пожаров в отдаленных труднодоступных местах. Средства на подготовку к пожароопасному сезону выделяются в незначительных объемах.

Средства пожаротушения и противопожарная техника в последние 15 лет практически не обновлялись, кроме незначительного поступления противопожарной техники в 2006 году; износ техники, эксплуатируемой с 1980-х годов, близок к 100%. Остро стоит проблема перевозки тяжелой землеройной техники (бульдозеров) на пожар и обратно. В рамках настоящей программы предусмотрено оснащение противопожарных формирований техникой и средствами пожаротушения, в том числе приобретение 4 трейлеров с тягачами.

В целях преодоления негативных тенденций в сфере технического перевооружения назрела необходимость установить более четкий, целенаправленный порядок финансирования для оснащения противопожарных формирований противопожарной техникой и оборудованием.

Для решения на краевом уровне поставленных задач требуется участие и взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, что обусловило необходимость применения программного метода и разработки настоящей программы.