Недействующий

Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Жилище (2010- 2012 годы)». Утратило силу с 01 января 2012 года

ПОДПРОГРАММА «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ
В ЦЕЛЯХ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»


Паспорт подпрограммы

Наименование
подпрограммы

Подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» (далее - подпрограмма).

Дата принятия
решения
о разработке
подпрограммы

Распоряжение Правительства Забайкальского края от  19 мая 2009 года № 304-р «О разработке краевой долгосрочной целевой программы «Жилище (2010- 2012 годы)».

Дата утверждения подпрограммы

Постановление Правительства Забайкальского края от 11 августа 2009 года № 308 «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Жилище (2010-2012 годы)».

Государственный заказчик подпрограммы

Министерство территориального развития Забайкальского края.

Основной разработчик подпрограммы

Министерство территориального развития Забайкальского края.

Цель и задачи
подпрограммы

Цель:

обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспо-собный спрос населения.
Задачи:

подготовка и реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой;

создание условий для демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищного строительства, а также обеспечение комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой.

Важнейшие целевые индикаторы подпрограммы

К 2012 году дополнительный ввод жилья составит 185 тыс. кв. м.

Сроки и этапы реализации подпрограммы

2010-2012 годы. Подпрограмма будет реализовываться в один этап.

Потребность в финансировании
подпрограммы

Потребность в финансировании мероприятий подпрограммы за счет средств краевого бюджета составляет 367,0 млн. рублей, в том числе по годам:

2010 год - 105,0 млн. рублей;

2011 год - 141,0 млн. рублей;

2012 год - 121,0 млн. рублей.

Основные ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить увеличение объемов жилищного строительства и развитие первичного рынка жилья, формирование эффективных механизмов регули-рования градостроительной деятельности и развития коммунальной инфраструктуры, увеличение частных инвестиций в жилищное строительство.

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Одним из направлений приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» является увеличение объемов жилищного строительства. В Забайкальском крае в рамках данного проекта необходим ввод 965,8 тыс. кв. м жилья за период с 2010 по 2012 год. Приоритетные направления социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы также предусматривают увеличение объемов жилищного строительства. Достижение указанного объема невозможно при существующей динамике роста жилищного строительства. С 2007 по 2009 год объемы жилищного строительства в крае увеличиваются низкими темпами: с 232,7 тыс. кв. м до 272 тыс. кв. м в год.

В 2007 году в рамках областной целевой программы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства (2006-2010 годы)», утвержденной постановлением Администрации Читинской области от 24 апреля 2006 года № 109-А/п, реализован инвестиционный проект по обеспечению земельного участка коммунальной инфраструктурой. Ввод жилья на данном земельном участке составил 75 тыс. кв. м.

Основными причинами сдерживания жилищного строительства является отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов стимулирования привлечения кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры. Органы местного самоуправления и застройщики отмечают завершение периода так называемой «точечной застройки» с использованием уже существующих коммунальных сетей, а также ограниченные возможности использования действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства. Для достижения необходимого объема жилищного строительства необходимо опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.

Принятые в 2005 году федеральные законы, направленные на формирование рынка доступного жилья, в частности, Градостроительный кодекс Российской Федерации, федеральные законы «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и «О концессионных соглашениях», сформировали законодательную базу для решения задачи развития коммунальной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, установили распределение ответственности за обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками.

Однако реализация принципов, заложенных в федеральных законах, требует создания дополнительных стимулов в виде государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Ситуация в Забайкальском крае усугубляется тем, что органы местного самоуправления, как правило, не имеют комплексных планов развития систем коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства. Указанные комплексные планы развития систем коммунальной инфраструктуры требуют профессиональной разработки специализированными проектными организациями. По причине высокой стоимости данных проектов муниципальные образования не в состоянии  финансировать их разработку за счет средств муниципальных бюджетов в полном объеме. Привлечение средств краевого бюджета позволит эффективно использовать бюджетные средства, которые будут выделяться на реализацию программ жилищного строительства в Забайкальском крае.

Наличие указанных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства требует для их решения программно-целевого подхода, что позволит не только обеспечить увеличение объемов жилищного строительства до необходимого уровня, но и создать необходимые условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем без привлечения бюджетных средств.

Кроме того, основным условием для финансирования региональных мероприятий из федерального бюджета по подпрограмме «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы является наличие утвержденной в установленном порядке региональной программы.

Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы

Целью подпрограммы является обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

подготовка и реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой;

создание условий для демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищного строительства, а также обеспечение комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой.

Ввод жилья в 2008 году составил 258,6 тыс. кв. м., в 2009 году в условиях «точечной застройки», без учета реализации проекта по обеспечению земельного участка коммунальной инфраструктурой, планируется ввести в строй 252 тыс. кв. м жилья. При сохранении низкого темпа роста жилищного строительства по причине отсутствия земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, наиболее вероятный ввод жилья в 2010-2012 году может составить около 780 тыс. кв. м при необходимом объеме ввода 965,8 тыс. кв. м.

На основе указанных объемов для контроля программных мероприятий определен целевой индикатор, характеризующий прямой эффект от реализации программы - ввод жилья на земельных участках, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, в 2010-2012 годах. Дополнительный ввод жилья должен составить 185 тыс. кв. метров, в том числе:

в 2010 году - 50,0 тыс. кв. м;

в 2011 году - 65,0 тыс. кв. м;

в 2012 году - 70,0 тыс. кв. м.

Реализация подпрограммы будет осуществляться в течение 2010-2012 годов. За это время планируется существенно повысить объем инвестиций, направляемых на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, путем осуществления мер государственной поддержки, что позволит обеспечить:

существенный рост жилищного строительства начиная с 2010 года;

подготовку земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, для жилищного строительства.