Паспорт подпрограммы
Наименование | Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» (далее - подпрограмма). |
Дата принятия | Распоряжение Правительства Забайкальского края от 19 мая 2009 года № 304-р «О разработке краевой долгосрочной целевой программы «Жилище (2010-2012 годы)». |
Дата утверждения подпрограммы | Постановление Правительства Забайкальского края от 11 августа 2009 года № 308 «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Жилище (2010-2012 годы)». |
Государственный заказчик подпрограммы | Министерство территориального развития Забайкальского края. |
Основной разработчик подпрограммы | Министерство территориального развития Забайкальского края. |
Цель и задачи подпрограммы | Цель: государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. |
Задачи: обеспечение предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, или строительство индивидуального жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья. | |
Важнейшие целевые индикаторы подпрограммы | Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов), составит 3,7 тыс. семей; количество молодых семей, получивших дополнительную льготу при рождении (усыновлении) одного ребенка, составит 150 семей. |
Сроки и этапы реализации подпрограммы | 2010-2012 годы. Подпрограмма будет реализовываться в один этап. |
Потребность в финансировании подпрограммы | Потребность в финансировании мероприятий подпрограммы за счет средств краевого бюджета составляет 204,1 млн. рублей, в том числе по годам: 2010 год - 49,5 млн. рублей; 2011 год - 65,3 млн. рублей; 2012 год - 89,3 млн. рублей. |
Основные ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы | Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить жильем 3,7 тыс. молодых семей, а также будет способствовать: созданию условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; привлечению в жилищную сферу дополнительных финансовых средств; развитию и закреплению положительных демографических тенденций в обществе; укреплению семейных отношений и снижению социальной напряженности в обществе; созданию условий для формирования активной жизненной позиции молодежи. |
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В начальный период проведения экономических реформ неоднократно подчеркивались важность учета демографического аспекта государственной политики в развитии экономики страны и необходимость оказания помощи молодым гражданам в решении жилищных проблем.
Забайкальский край - это регион, где наиболее остро проявляется сокращение численности населения; в основном убывает работоспособное, экономически активное население в возрасте 30-39 лет. За последние пять лет численность населения края уменьшилась на 42,0 тыс. человек. Вынужденные перемещения населения сопровождаются целым рядом негативных социальных последствий, самыми заметными из которых стали обострение ситуации на рынке труда и жилья, дисквалификация рабочей силы, обнищание людей. Демографическая ситуация характеризуется также продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанным с ростом уровня смертности, а также снижением рождаемости. В основе снижения рождаемости, особенно в прошедшем десятилетии, лежит ухудшение качества жизни большей части населения, в том числе условий проживания.
Большинство молодых семьей не может получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень доходов для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. В основном молодые семьи являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а, значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. Кроме того, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы.
В современных условиях оказание государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья должно стать определяющим, так как позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи и сформировать экономически активный слой населения. Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, что обуславливает необходимость применения программного метода и разработки целевой программы.
Начиная с 2006 года на территории Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа осуществлялась реализация программ обеспечения жильем молодых семей. За период реализации программ получили свидетельства 1308 молодых семьи, из них 1052 молодых семьи улучшили жилищные условия. В основном, как показывает практика, молодые семьи используют социальную выплату на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа), реже - и только с 2008 года - на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам). Собственных накопленных средств, как правило, у молодых семей практически нет. В сельской местности преимущественный вариант решения жилищного вопроса у молодых семей - это строительство индивидуального жилого дома.
В целях дальнейшей реализации на территории Забайкальского края приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», во исполнение подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и «Жилище» на 2011-2015 годы (далее - федеральная подпрограмма) разработана данная подпрограмма. (Абзац шестой раздела 1 с дополнением, внесенным постановлением Правительства Забайкальского края от 12 апреля 2011 года № 121 )
Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Целью подпрограммы является государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
обеспечение предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома (далее - социальные выплаты);
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Основными принципами реализации программы являются:
добровольность участия в программе молодых семей;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством;
возможность для молодых семей реализовать свое право на получение государственной поддержки в рамках подпрограммы только один раз.
Условиями прекращения реализации программы являются досрочное достижение цели, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.
Сроки реализации программы: 2010-2012 годы. Подпрограмма будет реализовываться в один этап.
Для контроля программных мероприятий определены целевые индикаторы и показатели, характеризующие прямой эффект от реализации подпрограммы:
Целевые индикаторы | Показатели (по годам) | ||
2010 | 2011 | 2012 | |
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) | 1000 | 1200 | 1500 |
Количество молодых семей, получивших дополнительную льготу при рождении (усыновлении) одного ребенка | 30 | 50 | 70 |
Раздел 3. Ресурсное обеспечение подпрограммы