Недействующий

Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в Забайкальском крае на 2010-2012 годы"

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Среди народов, проживающих на территории Забайкальского края, особое место занимают коренные малочисленные народы Севера (далее - малочисленные народы Севера), права которых гарантируются Конституцией Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В Забайкальском крае места компактного проживания малочисленных народов Севера - Каларский, Тунгокоченский и Тунгиро-Олёкминский районы, общая площадь территории которых составляет 151 тыс. кв. км, или 35 % от всей территории Забайкальского края. По состоянию на 01 января 2009 года на данной территории проживает 25 тыс. человек, или 2,2 % от общей численности населения края; из них 1121 человек - представители малочисленных народов Севера, в основном это эвенки (99,5 %). В Каларском районе проживает 42,8 % от общей численности малочисленных народов Севера, в Тунгокоченском - 32,8 %, Тунгиро-Олёкминском - 24,4 %.

Сложные природно-климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность этих народов Севера обусловливают необходимость формирования особой государственной политики в отношении их устойчивого развития, предусматривающей системные меры по сохранению их самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания.

В целях стабилизации экономического и социального развития малочисленных народов Севера на территории Забайкальского края реализовывалась федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года", в рамках которой осуществлялось строительство малокомплектной школы в с. Чапо-Олого Каларского района, приобретено 4 дизель-генераторных установки. Однако анализ реализации данной программы показал, что коренного перелома в экономическом развитии, улучшении уровня и условий жизни малочисленных народов Севера не произошло.

К важнейшим хозяйственным проблемам, требующим безотлагательного решения, прежде всего относится развитие традиционных отраслей хозяйствования (оленеводство и охотничий промысел), которые не выдерживают рыночной конкуренции и находятся в кризисном состоянии, что влечет обострение социальных проблем. Наблюдается резкое снижение занятости малочисленных народов Севера и, как следствие, уровня их жизни. Их денежные доходы в 3-5 раз ниже, чем доходы других жителей региона проживания. Возрастает иждивенческая нагрузка на работающих. Абсолютное большинство представителей малочисленных народов Севера живет за чертой бедности.

Дисперсность системы расселения малочисленных народов Севера в труднодоступных населенных пунктах - основная причина обучения детей в малокомплектных и неполных школах, а также в школах- интернатах. Изменение традиционного уклада жизни лиц, относящихся к малочисленным народам Севера, воспитание детей, связанное с длительным проживанием их в интернатах, служит причиной кризиса семьи.

Семьи малочисленных народов Севера нуждаются не только в услугах здравоохранения и образования, но и в улучшении жилищных условий. Жилищная проблема является одной из наиболее острых. Жилищный фонд находится в ветхом или аварийном состоянии и в большинстве населенных пунктов не соответствует санитарно-гигиеническим нормам (отсутствуют водоснабжение, канализация, другие инженерные сети).

Особого внимания требует состояние здоровья населения малочисленных народов Севера. Изменение их образа жизни формирует возникновение так называемых "болезней цивилизации", порождает более высокую степень вероятности возникновения заболеваний и распространения социально значимых болезней и эпидемий. Значительная часть учреждений медицинского обслуживания требует капитального ремонта и оснащения необходимым оборудованием.

Наблюдается снижение уровня общего и профессионально-технического образования представителей малочисленных народов Севера. Организация обучения родному языку остается на низком уровне. В школах не хватает преподавателей, владеющих методикой преподавания языка, школы недоукомплектованы учебной литературой, пособиями для внеклассного чтения на родных языках.

Продолжается разрушение национальной культуры, традиций, уменьшается сеть культурных учреждений. Во всех отдаленных селах необходимо строительство новых клубных учреждений, т. к. существующие объекты имеют стопроцентный износ или находятся в аварийном состоянии.

Устойчивое развитие малочисленных народов Севера предполагает укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе целевой поддержки государства и мобилизации внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и будущих поколений.

На федеральном уровне распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2009 года N 132-р утверждена Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 217 "Об утверждении Правил распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Для решения на краевом уровне поставленных указанными документами задач требуется участие и взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, что обусловило необходимость применения программного метода и разработки настоящей программы. Поставленные проблемы соответствуют приоритетным направлениям социально-экономического развития края. Кроме того, предоставление средств федерального бюджета на поддержку экономического и социального развития малочисленных народов Севера будет осуществляться при условии принятия соответствующей краевой долгосрочной целевой программы.