МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 16 февраля 2009 года N 4-н/п
Об утверждении ведомственной целевой программы "Регулирование качества окружающей среды Забайкальского края на 2009-2011 годы"
г. Чита
{Утратил силу:
по истечении срока действия}
{Изменения и дополнения:
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края от 11.03.2010 года N 2-н/п НГР: ru92000201000148
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края от 11.10.2010 года N 4-н/п НГР: ru92000201000706
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края от 06.12.2010 года N 5-н/п НГР: ru92000201001017
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края от 17.02.2011 года N 2-н/п НГР: ru92000201100072}
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края от 23.05.2011 года N 3-н/п НГР ru92000201100413
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края от 14.10.2011 года N 5-н/п НГР: ru92000201100917
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края от 15.11.2011 года N 6-н/п НГР: ru92000201101013}
{преамбула в редакции Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края от 11.03.2010 года N 2-н/п}
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Регулирование качества окружающей среды Забайкальского края на 2009-2011 годы" (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра-начальника отдела охраны окружающей среды Н.А. Харченко.
Министр природных ресурсов
и экологии Забайкальского края
А.Н. Тарабарко
Наименование субъекта бюджетного планирования | Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края |
Наименование программы | Регулирование качества окружающей среды на территории Забайкальского края на 2009-2011 годы |
Наименование и номер нормативного правового акта, которым утверждена программа, дата утверждения | Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края |
Цели и задачи | Цель: обеспечение экологической безопасности, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, повышение экологического образования |
Целевые индикаторы и показатели | Увеличение площади ООПТ (2009 - 3,9%; |
Краткая характеристика программных мероприятий | Для выявления возможного влияния климата на социально-экономическое развитие Забайкальского края планируются работы по исследованию региональных изменений климата в динамике. |
Сроки реализации | 2009-2011 годы |
Объемы и источники финансирования | Бюджет Забайкальского края, |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности | Сохранение биоразнообразия. |
Ситуация в экологии противоречива. Не заботясь о среде обитания, нельзя добиться увеличения продолжительности жизни людей, улучшения ситуации с рождаемостью, снижения смертности, заболеваемости населения. Поэтому решение экологических проблем должно стать одним из приоритетов развития России и Забайкальского края.
Природные комплексы Забайкальского края чрезвычайно разнообразны, обладают ресурсами, качество и количество которых способно обеспечить нынешнее и будущие поколения забайкальцев, но уязвимы к антропогенному воздействию.
Здесь частично перекрываются или присутствуют 4 из выделенных в мире Всемирным фондом дикой природы глобально значимых экорегиона, сохранение которых является необходимым условием сохранения жизнеспособности биосферы планеты в целом. Это Сибирская тайга, Даурская степь, озеро Байкал и Водно-болотные угодья Российского Дальнего Востока. Наряду с высокой экосистемной ролью описанные экорегионы включают важные и ключевые участки обитания более 20 глобально редких и уязвимых видов. Так, на территории Забайкальского края одновременно встречаются 6 видов журавлей; в августе-сентябре скапливается до 30 000 журавлей-красавок (14% мировой популяции), 1100 черных журавлей (12% мировой популяции), 135 даурских журавлей (2% мировой популяции), до 32 стерхов (1%). Юг края - единственное место в России, где постоянно обитают и размножаются антилопа-дзерен и реликтовая чайка. Именно по нашей территории проходит один из мощнейших миграционных путей птиц. Во время весеннего пролета только в Торейской котловине скапливается до 3 млн. птиц, а осенью число мигрантов возрастает до 6 млн.
Наиболее эффективным путем сохранения ценных природных систем является создание единой сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ). По оценкам ученых для сохранения функциональности экосистем в разных природных зонах площадь ООПТ должна составлять от 30 (степные) до 85 и более (тундры) процентов территории. В Забайкальском крае эта цифра не превышает 3,5% (для сравнения: в Приморском крае и Еврейской АО это около 12%, в Амурской области - около 10%). За последние годы в регионе был создан один региональный заказник ("Горная степь", Кыринский район) и расширена площадь охранных зон Даурского и Сохондинского биосферного заповедников. При этом многие ценнейшие территории не имеют никакого статуса охраны, испытывая серьезные антропогенные нагрузки (в том числе – пойма р. Аргунь, девственные леса Газимура и Будюмкана и др.), а целостная и взаимосвязанная система ООПТ все еще не сформирована.
Забайкальский край как субъект Российской Федерации обязан выполнять на региональном уровне международные и национальные обязательства России по сохранению уникальных мест обитания мигрирующих животных, сохранять виды, внесенные в международные, национальные и региональные Красные книги, а также природные комплексы, в том числе трансграничные.
Ухудшение качества окружающей среды и здоровья человека во все большей степени актуализирует проблему совершенствования экологического образования всех групп сообщества, как основного фактора устойчивости взаимоотношений природы и общества.
Развитие экологического образования в нашем трансграничном регионе рассматривается с позиции обеспечения национальной безопасности, воспитания патриотизма, повышения уровня жизни, укрепления здоровья.
Формирование начальных основ экологической культуры требует системы экологического воспитания. Эта система включает определенное содержание и формы работы, а также создание условий постоянного общения подрастающего поколения с природой. В первую очередь, такое общение предполагает проведение летних экологических лагерей, экспедиций, выездных научных конференций и олимпиад.
С целью активизации воспитания экологической культуры детей и учащихся во всех образовательных учреждениях Забайкальского края принято решение о проведении в образовательных и природоохранных учреждениях региона ежегодно 22 апреля экологической акции "Охранять природу - значит любить Родину".
В целях реализации полномочий в области охраны окружающей среды и информирования населения выпускаются Государственные доклады о состоянии и об охране окружающей среды на территории края, издается областная экологическая газета "Сохраним окружающую среду", ведется экологическая рубрика на телевидении и информационно-образовательный веб-сайт "Природа Забайкальского края ("Забайкалье великолепно")".
В 2007 году прошла первая международная конференция "Природоохранное сотрудничество Читинской области (Российская Федерация) и Автономного района Внутренняя Монголия (Китайская Народная Республика) в трансграничных экологических регионах", где было отмечено, что сохранение биологического разнообразия и решения экологических проблем возможно лишь в условиях тесного сотрудничества трансграничных регионов и поиска современных механизмов их решения. С этой целью такая конференция должна проводиться регулярно (с периодичностью один раз в два года).
Для привлечения внимания общественности и населения к проблемам Байкальской природной территории, решения экологических задач и сохранения биоразнообразия на данной территории по совместному решению субъектов Байкальского региона ежегодно проводится акция "День Байкала" поочередно в каждом субъекте (в 2010 году в Забайкальском крае должна проводиться в очередной раз).
В разделе "Научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и прикладные научные исследования" предусмотрены следующие направления деятельности.
Работы по исследованию региональных изменений климата и их возможного влияния на социально-экономическое развитие Забайкальского края проводятся в соответствии с подписанным в 2007 году Губернатором Забайкальского края и руководителем Росгидромета совместного плана действий.
По поручению Правительства Забайкальского края запланированы работы по инвентаризации территорий традиционного природопользования в районах Забайкальского края, отнесенных к районам Крайнего Севера.
В соответствии с поручением Губернатора Забайкальского края совместно с Ростехнадзором по Забайкальскому краю ведется работа по определению (подтверждению) класса опасности золошлаковых отходов тепловых станций Забайкальского края, для чего нужны дополнительные исследования в аккредитованных лабораториях Сибирского федерального округа.
Продолжаются работы по ландшафтному дизайну населенных пунктов Забайкальского края.
В соответствии с полномочиями, возложенными на государственные органы исполнительной власти края, будет осуществляться сбор, обработка, анализ данных о численности, условиях обитания (произрастания) и ареалах редких и исчезающих видов растений, животных и грибов, занесенных или рекомендованных к занесению в Красную книгу Забайкальского края.
Предусмотрены геолого-экологические исследования на территории г. Читы с целью оценки антропогенного воздействия на окружающую среду, разработка Методических рекомендаций оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания и другие работы.
Принимая во внимание, что решение вышеперечисленных проблем относится к вопросам, курируемыми Министерством природных ресурсов и экологии природы Забайкальского края, то реализация природоохранных мероприятий осуществляется через Минприроды Забайкальского края в пределах общего объема средств, предусмотренных в бюджете на очередной финансовый год.
Основанием для финансирования тех или иных мероприятий является предоставленные сметы расходов или, исходя из системного подхода, расчет расходов с применением индексов-дефляторов в соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Цель: обеспечение экологической безопасности, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, повышение экологического образования
Задачи:
- научно-изыскательские и научно-прикладные работы по экологизации отраслей народного хозяйства;
- совершенствование экологического мониторинга;
- развитие сети особо охраняемых природных территорий, ведение Красной книги;
- экологическое просвещение населения.
Реализация задач осуществляется через мероприятия программы, приведенные в приложении (прилагается).
Реализация программы будет способствовать сохранению биологического и ландшафтного разнообразия на территории региона, увеличению численности объектов животного и растительного мира, повышению уровня экологической культуры населения.
Целевыми индикаторами являются:
- увеличение площади ООПТ:
- 2009 - 3,9%
- 2010 - 4,0%
- 2011 - 8%;
- повышение экологического образования населения.
Программа реализуется в один этап в 2009-2011 годах.
Реализация данной программы направлена на устойчивое развитие региона и обеспечение комфортной среды обитания человека.
Стратегия устойчивого развития рассматривает государственную политику важнейших направлений, рассчитанную на длительную перспективу, как стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества. Цель устойчивого развития в долгосрочной перспективе - гармонизация взаимоотношений общества и природы в глобальном масштабе за счет развития хозяйственной деятельности в пределах экологической емкости биосферы.
Стратегия устойчивого развития природопользования направлена на создание оптимальных условий для эффективного использования природных ресурсов, сбалансированного с потребностями общества, а также на обеспечение необходимого уровня воспроизводства и охраны природно-ресурсного потенциала.
Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны и государственная политика в области экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве.
Достижение указанных задач осуществляется через систему государственного управления охраной окружающей среды и природопользования на всех уровнях власти: федеральном, региональном и местном. Основными задачами региональной политики в области экологии и на уровне муниципальных образований являются экологически обоснованное размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов и районов для устойчивого развития.
Программа предусматривает комплексный системный подход при реализации природоохранных мероприятий, обеспечивающий эффективное использование бюджетных средств.
По данным администратора платежей за негативное воздействие Ростехнадзора по Забайкальскому краю ежегодный план поступления природоохранных платежей составляет порядка 120 млн. рублей, из которых:
- федеральный бюджет - 24 млн. рублей;