Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 22 февраля 2000 года № 123


О Концепции управления
государственным имуществом и приватизации
в Читинской области

_________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Администрации Читинской области
от 03 октября 2006 года № 249-А/п
_________________________________________________________________

В соответствии с Уставом - Основным Законом Читинской области, ст.54 Закона Читинской области "О представительном, законодательном и исполнительном органах государственной власти Читинской области" от 30.05.96 г. № 47-340

постановляю:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Читинской области.

2. Органам исполнительной власти Читинской области организовать работу по реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Читинской области.

Глава администрации
Р.Гениатулин

     
ОДОБРЕНА
постановлением Главы администрации
Читинской области
от 22 февраля 2000 года № 123

КОНЦЕПЦИЯ
управления государственным имуществом и приватизации в Читинской области


Настоящая Концепция управления государственным имуществом и приватизации' в Читинской области (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и принципы государственной политики субъекта Федерации - Читинской области в сфере управления государственным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием имущества Читинской области, закрепленного за областными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (далее именуются - унитарные предприятия), областными государственными учреждениями (далее именуются - учреждения), государственной казны Читинской области, а также имущественных прав Читинской области, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (акционерные общества, предприятия других организационно-правовых форм), за исключением государственного имущества области, вовлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в бюджетный процесс.

Не являются предметом рассмотрения настоящей Концепции земля, недра, леса и другие природные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Читинской области и Российской Федерации, и принадлежащие непосредственно Читинской области объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.

Концепция содержит два раздела.

В первом разделе рассматриваются цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные непосредственно на повышение эффективности управления государственным имуществом Читинской области.

Во втором разделе рассмотрены вопросы осуществления государственной политики в сфере приватизации государственного имущества области, включая систему взаимосвязанных целей, задач, принципов и мер в области приватизации государственного имущества, направленных на создание благоприятной экономической среды и повышение эффективности работы региональных производителей товаров и услуг.

I. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом

Читинской области

В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом Читинской области, усиления контроля и регулирования в областном секторе экономики.

Усиление роли Читинской области в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности области в экономическом пространстве страны. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью области.

Областная политика, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели:     

увеличение доходов областного бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью Читинской области;

оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

вовлечение максимального количества объектов государственной собственности области в процесс совершенствования управления;

использование активов Читинской области в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Для реализации указанных целей органам исполнительной власти Читинской области необходимо решить следующие задачи:      

полная инвентаризация объектов государственной собственности в Читинской области, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;

повышение эффективности управления государственным имуществом Читинской области с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;

классификация объектов государственной собственности Читинской области по признакам, определяющим специфику управления;

оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;

определение цели государственного управления области по каждому объекту управления (группе объектов);

обеспечение прав Читинской области как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества области, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;

обеспечение поступления дополнительных доходов в областной бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для всех исполнительных органов государственной власти Читинской области.

Определение цели управления

Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) администрацией Читинской области должна быть определена и зафиксирована цель, которую она преследует, и достижению которой служит объект.

Перечень целей Читинской области применительно к управлению различными видами объектов управления должен определяться соответствующими правовыми актами.

Выбор способа достижения цели


Читинская область в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, в большинстве случаев не может и не должна определять способы достижения цели, т.е. детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.

Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным органом.

Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели Читинской области возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски области при недостижении запланированного качественного результата управления.

Построение системы управления


Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение' обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализов результата контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Функционирование системы управления и порядок взаимодействия государственных органов Читинской области должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами.

Обеспечение эффективности управления


Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом.

Обеспечение профессионализма управления


Читинская область крайне заинтересована в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих.

Принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются в настоящей Концепции применительно к таким объектам управления, как унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в областной собственности, доли Читинской области в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, областная недвижимость, в следующей логической последовательности:

а) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между государственными органами, положение дел и основные выводы);

б) постановка целей и задач управления;

в) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечения эффективной реализации механизма управления);

г) контроль эффективности управления.

2. Управление унитарными предприятиями и учреждениями
Оценка состояния управления унитарными предприятиями и учреждениями

В настоящее время в Читинской области насчитывается 31 унитарное предприятие и 78 учреждений.

Предприятия

Комитет по управлению государственным имуществом Читинской области наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к областной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования государственного имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.

Комитет по управлению государственным имуществом Читинской области утверждает уставы унитарных предприятий, назначает по поручению Главы администрации на должность и освобождает от должности их руководителей, заключает, изменяет и расторгает контракты с руководителями унитарных предприятий.

Хотя количество унитарных предприятий незначительно, основная их деятельность не всегда отвечает интересам государства.

Предусмотренные гражданским законодательством организационно-правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств.

Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единолично руководителем унитарного предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются законодательством о труде. Напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство государственных органов в деятельность унитарных предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным.

В частности, руководители унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в том числе самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом).

Трудовое законодательство, эффективно защищая права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия.

Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможности не только требовать от руководителей унитарных предприятий достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий, но даже и определять эти показатели.

Порядок взаимодействия различных государственных органов между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества унитарных предприятий должным образом не регламентирован.

Для унитарных предприятий не предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок. Без этого контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью существенно затруднен.

Организационно-правовая форма ряда унитарных предприятий, созданных до вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, не предусмотрена действующим законодательством.

Нормативно-правовая база, определяющая цели и задачи создания унитарных предприятий, а также порядок их функционирования, недостаточна. Отсутствует полный реестр унитарных предприятий, содержащий информацию об их активах и основных результатах финансово-хозяйственной деятельности.

На практике широкие полномочия руководителей унитарных предприятий в отсутствие действенных инструментов и порядка управления, контроля и мотивации руководителей приводят к:    

а) переводу части финансовых потоков унитарных предприятий в фирмы-спутники, создаваемые с целью изменения направления финансовых потоков. В результате вся прибыль, которую могли бы получить унитарные предприятия, оседает именно в этих фирмах;

б) заключению сделок, в которых заинтересовано руководство унитарного предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции, а в ряде случаев - к хищениям государственного имущества;

в) отсутствию у государственных органов актуальной информации о состоянии дел в унитарных предприятиях;

г) невозможности предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей.

Растет количество неплатежеспособных унитарных предприятий, что во многом спровоцировано отсутствием должного управления и бесконтрольностью со стороны органов исполнительной власти Читинской области.

Отсутствует практика получения собственником части прибыли унитарного предприятия.

Основные выводы:

а) существующая система управления унитарными предприятиями неэффективна и требует кардинального реформирования;

б) деятельность унитарных предприятий, как правило, неэффективна;

в) количество унитарных предприятий не соответствует возможностям государства по управлению ими и контролю за их деятельностью;

г) отсутствуют четкие критерии необходимости создания и функционирования унитарных предприятий;

д) низкая эффективность деятельности унитарных предприятий приводит к недополучению доходов в областной бюджет.

Учреждения

По действующему законодательству Читинской области Комитет по управлению государственным имуществом Читинской области наделен правом создания учреждений. Учреждения должны создаваться для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично осуществляется за счет средств областного бюджета.

Регламентированная соответствующими правовыми актами система контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций в настоящее время отсутствует. В то же время Читинская область несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений. Учреждения же имеют возможность осуществлять финансирование своей деятельности за счет привлечения кредитных ресурсов без согласования с собственником, что приводит к нанесению прямого ущерба государству. Кроме того на практике достаточно часто встречаются случаи нецелевого использования выделенного учреждениям имущества.

Отраслевые областные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные учреждения, не организуют учет объектов недвижимого имущества, закрепленных за этими учреждениями и не проводят мероприятия по повышению эффективности использования зданий и сооружений. Комитет по управлению государственным имуществом Читинской области зачастую лишен возможности реализации указанных функций.

Цели и задачи управления унитарными предприятиями
и учреждениями

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»