Недействующий

Об усилении мер пожарной безопасности на объектах и в жилом фонде Читинской области. Утратило силу с 8 ноября 2005 года.

Утвержден
постановлением Главы Администрации
Читинской области
 от 21 июля 1998 года
 № 626

Организационно-практические мероприятия
по обеспечению пожарной безопасности жилого фонда Читинской области на 1998-2000 годы


Методические рекомендации по организации и проведению
комплексного пожарно-технического обследования жилого фонда Читинской области на 1998-2000 годы


Основными задачами органов Государственного пожарного надзора в осуществлении комплекса пожарно-профилактических мероприятий в жилом фонде области являются:

- детальное, квалифицированное обследование каждого жилого дома, квартиры, усадьбы инспекторским составом пожарных подразделений с разработкой конкретных мероприятий по обеспечению противопожарной защиты жилых домов, предотвращению и успешному тушению пожаров;

- усиления требовательности и спроса с должностных лиц и граждан, принятия к ним эффективных мер воздействия с целью своевременного и полного устранения нарушений норм и правил пожарной безопасности в жилом секторе. Обеспечение системы контроля за выполнением противопожарных мероприятий. Широкое и более активное использование административной практики и других предоставленных прав;

- организационное решение вопросов на различных уровнях по вовлечению общественности, работников жилищных организаций, участковых инспекторов милиции и представителей других заинтересованных служб, предприятий и учреждений в работу по предупреждению пожаров в жилье;

- проведение правовой пропаганды среди квартиросъемщиков, владельцев жилых домов и квартир по вопросам сохранности жилого фонда от огня, качественное обучение всего взрослого населения правилам пожарной безопасности по месту жительства;

- подготовка и рассмотрение в администрациях местного самоуправления, на производственных совещаниях хозяйственных и коммерческих структур вопросов по обеспечению пожарной безопасности жилого фонда, противопожарной защите населенных пунктов, выполнению требований Федерального закона "О пожарной безопасности".

Организация пожарно-технического обследования жилого фонда.

Для проведения пожарно-технического обследования жилого фонда привлекается весь начальствующий и профилактический состав отрядов и частей пожарной охраны.

В сельской местности пожарно-технические обследования жилых домов необходимо проводить по селам и поселкам. По завершению этой работы в целях комплексного решения вопросов обеспечения пожарной безопасности объектов и населенных пунктов необходимо проводить совещания в администрациях органов местного самоуправления с принятием соответствующих постановлений. Целесообразно также совмещать отработку жилого фонда с проведением пожарно-технического обследования предприятий, комплексными обследованиями населенных пунктов.

В городах и рабочих поселках пожарно-технические обследования жилого фонда рекомендуется проводить по ведомствам, жилищным организациям муниципальной собственности и участкам жилой застройки индивидуального жилого сектора, дачных и . садоводческих строений - по кооперативам.

Проведение пожарно - технического обследования жилого фонда не отменяет ежегодно проводимых сезонных проверок противопожарного состояния жилых домов. Такие проверки организуются во всех населенных пунктах области в весенний (апрель-май) и осенний (сентябрь-октябрь) периоды года и проводятся силами работников жилищных организаций (ведомств), личного состава пожарных подразделений, представителями общественных организаций, общественными инспекторами по пожарному надзору, участковыми инспекторами милиции.

По результатам пожарно-технического обследования по каждому жилому дому, усадьбе должно быть подготовлено предписание по форме, предусмотренной "Наставлением по организации работы органов ГПН". Предписания вручаются в установленном порядке лицам, ответственным за противопожарное состояние жилых домов, строений; - в личном жилом секторе

- владельцам жилых домов и квартир; по ведомственному и муниципальному жилому сектору - руководителям жилищных организаций, органов местного самоуправления предприятий, учреждений, в ведении которых находится жилой фонд и, в зависимости от характера выявленных недочетов, ответственным квартиросъемщикам.

В предписаниях по результатам пожарно-технического обследования жилого дома (группы домов) муниципального и ведомственного жилого фонда включаются как противопожарные требования относящиеся к компетенции жилищной организации (владельца жилого дома), так и вопросы соблюдения правил пожарной безопасности квартиросъемщиками, что не исключает составление предписаний отдельным гражданам, по вине которых допущены нарушения правил пожарной безопасности.

Проведение пожарно-технического обследования жилых домов должно сочетаться с предъявлением должной требовательности, грамотным и обоснованным применением административной практики и использованием предоставленных прав Госпожнадзора. В профилактической работе по предупреждению пожаров в жилом секторе работники ГПН должны руководствоваться Федеральным законом "О пожарной безопасности" в части, касающейся обучения населения мерам пожарной безопасности и ст. 38 (ответственность за нарушение требований пожарной безопасности), а также ППБ-01-93, соответствующих СНиП в области жилищного строительства и планировки населенных пунктов, "Правил устройства электроустановок" и постановлениями глав администрации местного самоуправления по вопросам пожарной безопасности. В порядке пресечения нарушений законности при привлечении должностных лиц жилищных организаций (ведомств), квартиросъемщиков и домовладельцев к административной ответственности необходимо в обязательном порядке указывать в протоколах и постановлениях какие конкретно пункты правил нарушены. Органы ГПН не в праве подвергать денежным штрафам и иным мерам административного воздействия лиц за нарушение требований пожарной безопасности, которые не предусмотрены в действующих правилах.

Обучение населения правилам пожарной безопасности по месту жительства.

В соответствии ст. 25 Федерального закона "О пожарной безопасности" пожарно-техническое обследование каждого жилого дома (квартиры) в обязательном порядке должно завершаться инструктажем ответственного квартиросъемщика (домовладельца) и обучением всего взрослого населения правилам пожарной безопасности в быту. При этом ответственных квартиросъемщиков и владельцев домов следует не только инструктировать, но и предупреждать об их персональной ответственности за нарушения, которые могут привести к пожарам. При наличии нарушений правил пожарной безопасности, необходимо обратить на это внимание проживающих, разъяснить им последствия, к которым могут привести данные нарушения. Инструктажи и обучение должны быть построены в форме непринужденной беседы в порядке ответов на вопросы и содержать максимум пожарно-технических знаний, которые воспитывали бы у граждан сознательное, бережное отношение к охране собственности и личного имущества от огня.

В настоящее время обучение населения, как правило, проводится формально и сводится, в основном, к сбору подписей об ответственности квартиросъемщиков и владельцев домов с вручением им памяток, а с членами семей и другими проживающими в домах никакой разъяснительной работы не проводится. Такая форма работы не дает должного результата. Практика обучения населения показывает, что наиболее предпочтительной формой обучения является обучение в составе одной или двух-трех семей. В целях максимального охвата обучением населения пожарно-техническое обследование жилого фонда рекомендуется проводить в не рабочее время с максимальным использованием светового дня и в выходные дни. С членами семей, не охваченных индивидуальным обучением, через администрации местного самоуправления и руководство жилищных организаций необходимо организовать проведение групповых инструктивных бесед. Необходимо создать в городах и других крупных населенных пунктах области, на базе жилищных организаций (ЖЭУ, ДЭУ) общественные пункты по пожарной безопасности и информационному обеспечению. Для проведения этой работы при жилищных организациях и в сельских населенных пунктах надлежит оборудовать пожарно-технические комнаты (уголки). При отсутствии этих комнат инструктивные беседы с жильцами (по группам 20-30 человек) можно проводить в близрасположенных клубах, школах, помещениях опорных пунктов охраны правопорядка, в летнее время на дворовых площадках. Групповые и индивидуальные беседы рекомендуется также проводить с проживающими в общежитиях, членами дачных, садоводческих и гаражных кооперативов. Рекомендуется также организовать проведение инструктажей и бесед о мерах пожарной безопасности в быту в рамках производственного обучения работников предприятий, учреждений и т.п. Проводить мероприятия "дня открытых дверей" в подразделениях пожарной охраны с целью распространения пожарно-технических знаний и информационного обеспечения среди населения в области пожарной безопасности.

Все лица, прошедшие инструктаж и обучение правилам пожарной безопасности должны быть зарегистрированы в журнале установленной формы. Такие журналы необходимо завести персонально каждому сотруднику начальствующего и. профилактического состава отрядов и частей пожарной охраны, привлекаемых для проведения пожарно-технического обследования жилого фонда.

Завершающий этап пожарно-технического обследования.

В соответствии ст. 36 Федерального закона "О пожарной безопасности" по окончании пожарно-технического обследования муниципального и ведомственного жилого фонда результаты проверок необходимо рассмотреть на заседаниях администрации местного самоуправления, служебных совещаниях ведомств, предприятий, учреждений с участием инженерно-технических работников, руководителей жилищных организаций, общественности.

Главам администрации населенных пунктов необходимо взять на себя роль организаторов по обеспечению реализации мер пожарной безопасности. В настоящее время на селе надо продумывать вопросы самозащиты от пожаров простейшими средствами пожаротушения самим населением, требовать обеспечение инвентарем и водой каждой усадьбы и подворья.

Внести предложения в РУСХ, а также руководителям фермерских хозяйств и объединений различных форм собственности в решении вопроса использования автотракторной техники для целей пожаротушения.

На заседаниях администраций местного самоуправления необходимо также рассмотреть следующие вопросы: