ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 1998 года № 354
Об утверждении Основных направлений стратегии сотрудничества
Читинской области с Китайской Народной Республикой
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Администрации Читинской области
от 17 января 2006 года № 5-А/п
____________________________________________________________________
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1997 года № 1383 "Об утверждении Стратегии экономического сотрудничества Российской Федерации с Китайской Народной Республикой", а также исходя из необходимости увеличения масштабов и совершенствования форм торгово-экономического сотрудничества между Читинской областью и Китайской Народной Республикой
постановляю:
1. Утвердить представленные комитетом экономики и согласованные с заинтересованными управлениями и ведомствами, территориальными органами федерального подчинения Основные направления стратегии сотрудничества Читинской области с Китайской Народной Республикой (приложение).
2. Контроль за ходом реализации Стратегии возложить на заместителя Главы администрации области, председателя комитета экономики Касьянова Е.Ю. и заместителя Главы администрации, начальника Управления ВЭМС Ким Р.В.
Глава администрации
Р.Гениатулин
Основные направления
стратегии сотрудничества Читинской области
с Китайской Народной Республикой
I. Состояние и перспективы развития торгово-экономических связей между Читинской областью и Китаем
В новых условиях значимость торгово-экономических связей со странами Северо-Восточной Азии, влияние их на развитие экономики России, Дальневосточного и Забайкальского регионов значительно возросли. Этому способствует не только географический фактор, но и некоторая ресурсная слабость ряда стран Восточной Азии (Япония, Южная и Северная Корея и др.), интерес которых к сотрудничеству с Россией очень высок.
В сложившейся обстановке стержнем проводимой политики в Восточно-Азиатском и Тихоокеанском регионах является взаимоотношения с Китаем, как главным политическим и экономическим партнером. Отсутствие современной развитой производственно-торговой, социально-бытовой инфраструктуры снижает эффективность межгосударственных торгово-экономических связей России с Китаем и особенно ее приграничных районов, включая п. Забайкальск, через который проходит более 60 % всех грузов из России в Китай и обратно в сухопутном товарообороте.
В общей стратегии развития внешних экономических связей Российской Федерации, Китаю принадлежит приоритетное место. Это определяется целым рядом объективных факторов, основными из которых являются:
- географическая близость двух стран, наличие почти 1032 км. общей границы на участке Читинской области;
- взаимодополняемость экономических комплексов России и КНР, обусловленная различиями уровней общего технико-экономического развития и отраслевых структур народного хозяйства двух стран. В частности, это выражается в сравнительно более высоком развитии отраслей группы А в России и группы Б в Китае, что дает возможность рассматривать КНР, быстро наращивающую производство товаров народного потребления, как один из основных дополнительных источников снабжения населения России этими товарами, а также как достаточно емкий рынок сбыта российской производственно-технической продукции и ряда других инвестиционных товаров и услуг;
- общее для двух стран направление экономических реформ (создание основ рыночной экономики, повышение роли внешних экономических связей как фактора хозяйственного развития, стремление интегрироваться в мировую экономическую систему);
- заинтересованность обоих государств в ускорении социально-экономического развития районов, прилегающих к их общей границе;
- объективная потребность Китая в реконструкции и модернизации ряда промышленных объектов, построенных при содействии бывшего СССР в 50-е годы (участию российской стороны в этой деятельности благоприятствуют, в частности, сохранение в ближайшей перспективе относительного соответствия российской производственно-технической продукции технологическому уровню китайской промышленности, знание нашей техники и технологии значительной прослойкой китайских инженерно-технических кадров, получивших в свое время подготовку в СССР);
- расширение торгово-экономических связей с Китаем, народное хозяйство которого вступило в период высоких темпов развития, способствует в определенной степени преодолению нынешней кризисной ситуации в российской промышленности, обеспечивая дополнительные заказы для таких отраслей, как энергетическое машиностроение, автомобилестроение, авиакосмическая промышленность, станкостроение, химическая и атомная промышленность, комплекс оборонных отраслей, оказание транспортных услуг.
Реализация рассматриваемой стратегии будет способствовать интеграции, укреплению экономики страны и финансовому положению региона, его способности к саморазвитию. Это позволит переложить уже наметившуюся опасную тенденцию разрыва экономических связей между Европейской частью России и Восточной Сибирью, будет содействовать лучшему выполнению регионом общегосударственных функций.
II Цели и задачи
Основные направления стратегии сотрудничества Читинской области с регионами Китайской Народной Республики разработаны исходя из стратегии экономического сотрудничества Российской Федерации с Китайской Народной Республикой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1997 года № 1383 и основываются на долгосрочных интересах области в развитии сотрудничества с КНР и его стратегическом взаимодействии в XXI веке. Целями и задачами основных направлений Стратегии являются:
- дальнейшее укрепление добрососедских, дружественных, равноправных и взаимовыгодных экономических отношений с регионами Китая;
- создание прочной системы двухсторонних экономических связей, направленных на развитие приграничных регионов;
- использование накопленного опыта сотрудничества с Китаем для усиления экономического взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности с регионами стран Северо-Восточной Азии;
- использование ресурсного потенциала, географической близости России с динамично развивающимися приграничными территориями Китая в интересах населения проживающего в Забайкалье;
- привлечение отечественного и китайского капитала для развития области и России в целом, активизация предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- формирование в регионе соответствующей мировым стандартам производственной, торговой и социально-бытовой инфраструктуры, необходимой для осуществления эффективной производственной и коммерческой деятельности отечественных и зарубежных предпринимателей;
- усовершенствование транспортного и коммуникационного обеспечения торгово-экономических связей Читинской области с регионами КНР.
- использование транспортного и коммуникационного обеспечения КНР для выхода в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Первоочередными в основных направлениях Стратегии являются вопросы, способные на региональном уровне обеспечить геополитический и стратегический паритет в сотрудничестве с КНР и в целом со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
III Приоритетные направления экономического сотрудничества Читинской области с Китайской Народной Республикой
Приоритетными направлениями экономического сотрудничества Читинской области с КНР являются:
1) формирование инфраструктуры экономического сотрудничества:
- расширение договорно-правовой базы российско-китайского экономического сотрудничества с задействованием механизма регулярных встреч на уровне руководителей администрации области и провинций КНР.
Взаимный обмен опытом работы по развитию внешнеэкономических связей на уровне рабочих групп со стороны Читинской области и заинтересованных провинций КНР;
- анализ исполнения заключенных соглашений между администрацией Читинской области и отдельными провинциями КНР, выработка конкретных предложений по их реализации;
- страхование экспортно-импортных операций, иностранного туризма, деятельности и имущества российско-китайских совместных предприятий;
- банковские услуги;
- создание банковского и страхового механизмов обслуживания внешнеэкономических связей, в том числе путем организации совместных с Китаем банков и страховых компаний;
- создание совместных бизнесцентров для активизации производственной и коммерческой деятельности отечественных и зарубежных предпринимателей (инвесторов);
- разрешение хозяйственных споров в установленном соглашениями сторон порядке неукоснительного исполнения арбитражных и судебных решений;
- создание информационного центра, базы данных экспортной продукции, цен.
2) Экспортно-импортные операции:
- изучение потребности КНР в завозе сырьевых ресурсов из Читинской области и России в целом;
- развитие традиционных форм экспортно-импортных операций, включая экспорт в Китай сырьевых товаров и машиностроительной продукции предприятий Читинской области. Оказание посреднических услуг в реализации продукции предприятий регионов Российской Федерации;
- расширение товарной структуры областного экспорта в Китай, путем повышения степени обработки экспортной продукции, увеличение доли готовой продукции, машин и оборудования, определение базовой номенклатуры экспорта;
- создание в Китае центров по техническому и эксплуатационному обслуживанию машин и оборудования, поставляемого из регионов России;
- содействие импорту из Китая товаров высокого качества, продукции совместных отраслей промышленности, в частности электронных и электромеханических изделий (в том числе произведенных в Китае на совместных предприятиях с участием ведущих мировых производителей бытовой техники) на основе расчетных балансов спроса и предложения Читинской области;
- введение повышенных таможенных пошлин на ввозимую продукцию низкого качества.
3) Инвестиционное сотрудничество:
- создание благоприятных экономических условий для привлечения и защиты инвестиций;
- привлечение средств отечественных и иностранных инвесторов, заинтересованных в развитии внешнеторговых связей с Китаем;
- строительство и эксплуатация нефтепровода в районе п. Забайкальск (Россия) и Г.Маньчжурия (КНР) через российско-китайскую государственную границу;
- организация и функционирование в районе п. Забайкальск российско-китайского торгово-промышленного комплекса;
- строительство линии электропередачи из области в Северо-Восточный Китай с последующим экспортом электроэнергии в Китай;
- совместное участие отечественных и китайских инвесторов в реализации Программы комплексного развития приграничного поселка Забайкальск;
- модернизация железнодорожной станции Забайкальск;
- организация и функционирование местного аэропорта в районе п. Забайкальск;
- создание на международном автомобильном пункте пропуска (МАПП) лаборатории по сертификации импортной и экспортной продукции;
- сотрудничество в модернизации и реконструкции промышленных объектов, построенных в Китае с помощью бывшего СССР, а также в строительстве в Китае новых промышленных объектов;
- организация совместных предприятий на территории России и Китая;
- создание российско-китайских зон технико-экономического развития, особенно в области освоения полезных ископаемых;
- сотрудничество в производстве речных судов на китайских и российских заводах по совместным проектам, в частности, судов речного скоростного флота;
- сотрудничество в производстве автокранов на базе шасси автомобиля КАМАЗ;
- сотрудничество в строительстве фабрики по переработке шерсти, табачной фабрики, СЭЗ "Читинский Аэропорт".
4) Создание развитой транспортной сети:
- расширение технического сотрудничества между железными дорогами России и Китая и их службами с целью увеличения пропускной способности, повышения технической оснащенности;
- принятие срочных мер для формирования предложений по участию российских предприятий, организаций и ведомств в масштабной электрификации китайских железных дорог; экспорт российского подвижного состава и комплектующих к ним в Китай;
- значительное увеличение (в 4-5 раз) транзитных перевозок по Забайкальской железной дороге (прежде всего, грузов в контейнерах), обеспечение постоянного движения прямых контейнерных поездов между Россией и Китаем, а также в сообщении с третьими странами;
- строительство дополнительной железнодорожной колеи (по российским стандартам) до Г.Маньчжурия, КНР;
- создание совместных международных российско-китайских грузопассажирских, авиационной, железнодорожной и автомобильной компаний для осуществления международных перевозок между Россией и Китаем, а также перевозок между третьими странами;
- организация и функционирование пунктов пропуска на государственной российско-китайской границе:
Забайкальск - Маньчжурия (железнодорожный)
Забайкальск - Маньчжурия (автомобильный)
Староцурухайтуй - Хэйшаньтоу (автомобильный)
Олочи-Шивэй (автомобильный)
Покровка - Логухэ (автомобильный)
- усовершенствование таможенных технологий, для чего стороны через свои таможенные службы будут принимать меры по упрощению пассажирского и грузового сообщений, таможенного оформления.
5) Приграничное и межгосударственное сотрудничество:
- разработка на муниципальном уровне приграничными с КНР районами основных мероприятий по выполнению основных направлений Стратегии;
- участие в подготовке и подписании в установленном порядке межправительственных соглашений о принципах сотрудничества между субъектами Российской Федерации и провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения КНР;
- совместное хозяйственное использование отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках, которые по итогам демаркации государственной российско-китайской границы должны отойти к российской или китайской стороне;
- открытие приграничных торговых, торгово-промышленных и других совместных комплексов, в которых будут созданы условия для упрощенного пересечения государственной границы с целью совершения деловых коммерческих и производственно-услуговых сделок, что отвечает интересам граждан России и Китая - жителей приграничных районов;
- активизация сотрудничества с Китаем в сфере производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия в целях улучшения снабжения населения Забайкалья, Сибири и Дальнего Востока продуктами питания;
- признать положительным и продолжить участие в деятельности российско-китайского координационного Совета по приграничному и межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству под руководством соответствующей рабочей группы российско-китайской межправительственной подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, участие в проведении его заседаний с целью подготовки предложений по повестке дня регулярных встреч глав правительств России и КНР, а также участие в работе рабочей группы по экономическому сотрудничеству;
- активизация сотрудничества с Китаем в сфере туризма, народного образования, здравоохранения, культуры , посещение делегациями регионов России и провинций КНР по обмену опытом;
- создание льготных условий для транспортного сообщения в приграничных территориях;
- совместное участие сторон в мероприятиях связанных с охраной окружающей среды в приграничных территориях, создание международных заповедных зон в этих районах;