Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ



ПОСТАНОВЛЕНИЕ



от 6 мая 1998 года № 354


Об утверждении Основных направлений стратегии сотрудничества
Читинской области с Китайской Народной Республикой



____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Администрации Читинской области
от 17 января 2006 года № 5-А/п
____________________________________________________________________

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1997 года № 1383 "Об утверждении Стратегии экономического сотрудничества Российской Федерации с Китайской Народной Республикой", а также исходя из необходимости увеличения масштабов и совершенствования форм торгово-экономического сотрудничества между Читинской областью и Китайской Народной Республикой

постановляю:

1. Утвердить представленные комитетом экономики и согласованные с заинтересованными управлениями и ведомствами, территориальными органами федерального подчинения Основные направления стратегии сотрудничества Читинской области с Китайской Народной Республикой (приложение).

2. Контроль за ходом реализации Стратегии возложить на заместителя Главы администрации области, председателя комитета экономики Касьянова Е.Ю. и заместителя Главы администрации, начальника Управления ВЭМС Ким Р.В.

Глава администрации
Р.Гениатулин

     
Утверждено
постановлением Главы Администрации области
от 06 мая 1998 года № 354

Основные направления
стратегии сотрудничества Читинской области
с Китайской Народной Республикой

     

I. Состояние и перспективы развития торгово-экономических связей между Читинской областью и Китаем

В новых условиях значимость торгово-экономических связей со странами Северо-Восточной Азии, влияние их на развитие экономики России, Дальневосточного и Забайкальского регионов значительно возросли. Этому способствует не только географический фактор, но и некоторая ресурсная слабость ряда стран Восточной Азии (Япония, Южная и Северная Корея и др.), интерес которых к сотрудничеству с Россией очень высок.

В сложившейся обстановке стержнем проводимой политики в Восточно-Азиатском и Тихоокеанском регионах является взаимоотношения с Китаем, как главным политическим и экономическим партнером. Отсутствие современной развитой производственно-торговой, социально-бытовой инфраструктуры снижает эффективность межгосударственных торгово-экономических связей России с Китаем и особенно ее приграничных районов, включая п. Забайкальск, через который проходит более 60 % всех грузов из России в Китай и обратно в сухопутном товарообороте.

В общей стратегии развития внешних экономических связей Российской Федерации, Китаю принадлежит приоритетное место. Это определяется целым рядом объективных факторов, основными из которых являются:

- географическая близость двух стран, наличие почти 1032 км. общей границы на участке Читинской области;

- взаимодополняемость экономических комплексов России и КНР, обусловленная различиями уровней общего технико-экономического развития и отраслевых структур народного хозяйства двух стран. В частности, это выражается в сравнительно более высоком развитии отраслей группы А в России и группы Б в Китае, что дает возможность рассматривать КНР, быстро наращивающую производство товаров народного потребления, как один из основных дополнительных источников снабжения населения России этими товарами, а также как достаточно емкий рынок сбыта российской производственно-технической продукции и ряда других инвестиционных товаров и услуг;

- общее для двух стран направление экономических реформ (создание основ рыночной экономики, повышение роли внешних экономических связей как фактора хозяйственного развития, стремление интегрироваться в мировую экономическую систему);

- заинтересованность обоих государств в ускорении социально-экономического развития районов, прилегающих к их общей границе;

- объективная потребность Китая в реконструкции и модернизации ряда промышленных объектов, построенных при содействии бывшего СССР в 50-е годы (участию российской стороны в этой деятельности благоприятствуют, в частности, сохранение в ближайшей перспективе относительного соответствия российской производственно-технической продукции технологическому уровню китайской промышленности, знание нашей техники и технологии значительной прослойкой китайских инженерно-технических кадров, получивших в свое время подготовку в СССР);

- расширение торгово-экономических связей с Китаем, народное хозяйство которого вступило в период высоких темпов развития, способствует в определенной степени преодолению нынешней кризисной ситуации в российской промышленности, обеспечивая дополнительные заказы для таких отраслей, как энергетическое машиностроение, автомобилестроение, авиакосмическая промышленность, станкостроение, химическая и атомная промышленность, комплекс оборонных отраслей, оказание транспортных услуг.

Реализация рассматриваемой стратегии будет способствовать интеграции, укреплению экономики страны и финансовому положению региона, его способности к саморазвитию. Это позволит переложить уже наметившуюся опасную тенденцию разрыва экономических связей между Европейской частью России и Восточной Сибирью, будет содействовать лучшему выполнению регионом общегосударственных функций.

II Цели и задачи


Основные направления стратегии сотрудничества Читинской области с регионами Китайской Народной Республики разработаны исходя из стратегии экономического сотрудничества Российской Федерации с Китайской Народной Республикой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1997 года № 1383 и основываются на долгосрочных интересах области в развитии сотрудничества с КНР и его стратегическом взаимодействии в XXI веке. Целями и задачами основных направлений Стратегии являются:

- дальнейшее укрепление добрососедских, дружественных, равноправных и взаимовыгодных экономических отношений с регионами Китая;

- создание прочной системы двухсторонних экономических связей, направленных на развитие приграничных регионов;

- использование накопленного опыта сотрудничества с Китаем для усиления экономического взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности с регионами стран Северо-Восточной Азии;

- использование ресурсного потенциала, географической близости России с динамично развивающимися приграничными территориями Китая в интересах населения проживающего в Забайкалье;

- привлечение отечественного и китайского капитала для развития области и России в целом, активизация предпринимательской и инвестиционной деятельности;

- формирование в регионе соответствующей мировым стандартам производственной, торговой и социально-бытовой инфраструктуры, необходимой для осуществления эффективной производственной и коммерческой деятельности отечественных и зарубежных предпринимателей;

- усовершенствование транспортного и коммуникационного обеспечения торгово-экономических связей Читинской области с регионами КНР.

- использование транспортного и коммуникационного обеспечения КНР для выхода в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Первоочередными в основных направлениях Стратегии являются вопросы, способные на региональном уровне обеспечить геополитический и стратегический паритет в сотрудничестве с КНР и в целом со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

III Приоритетные направления экономического сотрудничества Читинской области с Китайской Народной Республикой


Приоритетными направлениями экономического сотрудничества Читинской области с КНР являются:

1) формирование инфраструктуры экономического сотрудничества:

- расширение договорно-правовой базы российско-китайского экономического сотрудничества с задействованием механизма регулярных встреч на уровне руководителей администрации области и провинций КНР.

Взаимный обмен опытом работы по развитию внешнеэкономических связей на уровне рабочих групп со стороны Читинской области и заинтересованных провинций КНР;

- анализ исполнения заключенных соглашений между администрацией Читинской области и отдельными провинциями КНР, выработка конкретных предложений по их реализации;

- страхование экспортно-импортных операций, иностранного туризма, деятельности и имущества российско-китайских совместных предприятий;

- банковские услуги;

- создание банковского и страхового механизмов обслуживания внешнеэкономических связей, в том числе путем организации совместных с Китаем банков и страховых компаний;

- создание совместных бизнесцентров для активизации производственной и коммерческой деятельности отечественных и зарубежных предпринимателей (инвесторов);

- разрешение хозяйственных споров в установленном соглашениями сторон порядке неукоснительного исполнения арбитражных и судебных решений;

- создание информационного центра, базы данных экспортной продукции, цен.

2) Экспортно-импортные операции:

- изучение потребности КНР в завозе сырьевых ресурсов из Читинской области и России в целом;

- развитие традиционных форм экспортно-импортных операций, включая экспорт в Китай сырьевых товаров и машиностроительной продукции предприятий Читинской области. Оказание посреднических услуг в реализации продукции предприятий регионов Российской Федерации;

- расширение товарной структуры областного экспорта в Китай, путем повышения степени обработки экспортной продукции, увеличение доли готовой продукции, машин и оборудования, определение базовой номенклатуры экспорта;

- создание в Китае центров по техническому и эксплуатационному обслуживанию машин и оборудования, поставляемого из регионов России;

- содействие импорту из Китая товаров высокого качества, продукции совместных отраслей промышленности, в частности электронных и электромеханических изделий (в том числе произведенных в Китае на совместных предприятиях с участием ведущих мировых производителей бытовой техники) на основе расчетных балансов спроса и предложения Читинской области;

- введение повышенных таможенных пошлин на ввозимую продукцию низкого качества.

3) Инвестиционное сотрудничество:


- создание благоприятных экономических условий для привлечения и защиты инвестиций;

- привлечение средств отечественных и иностранных инвесторов, заинтересованных в развитии внешнеторговых связей с Китаем;

- строительство и эксплуатация нефтепровода в районе п. Забайкальск (Россия) и Г.Маньчжурия (КНР) через российско-китайскую государственную границу;

- организация и функционирование в районе п. Забайкальск российско-китайского торгово-промышленного комплекса;

- строительство линии электропередачи из области в Северо-Восточный Китай с последующим экспортом электроэнергии в Китай;

- совместное участие отечественных и китайских инвесторов в реализации Программы комплексного развития приграничного поселка Забайкальск;

- модернизация железнодорожной станции Забайкальск;

- организация и функционирование местного аэропорта в районе п. Забайкальск;

- создание на международном автомобильном пункте пропуска (МАПП) лаборатории по сертификации импортной и экспортной продукции;

- сотрудничество в модернизации и реконструкции промышленных объектов, построенных в Китае с помощью бывшего СССР, а также в строительстве в Китае новых промышленных объектов;

- организация совместных предприятий на территории России и Китая;

- создание российско-китайских зон технико-экономического развития, особенно в области освоения полезных ископаемых;

- сотрудничество в производстве речных судов на китайских и российских заводах по совместным проектам, в частности, судов речного скоростного флота;

- сотрудничество в производстве автокранов на базе шасси автомобиля КАМАЗ;

- сотрудничество в строительстве фабрики по переработке шерсти, табачной фабрики, СЭЗ "Читинский Аэропорт".

4) Создание развитой транспортной сети:

- расширение технического сотрудничества между железными дорогами России и Китая и их службами с целью увеличения пропускной способности, повышения технической оснащенности;

- принятие срочных мер для формирования предложений по участию российских предприятий, организаций и ведомств в масштабной электрификации китайских железных дорог; экспорт российского подвижного состава и комплектующих к ним в Китай;

- значительное увеличение (в 4-5 раз) транзитных перевозок по Забайкальской железной дороге (прежде всего, грузов в контейнерах), обеспечение постоянного движения прямых контейнерных поездов между Россией и Китаем, а также в сообщении с третьими странами;

- строительство дополнительной железнодорожной колеи (по российским стандартам) до Г.Маньчжурия, КНР;

- создание совместных международных российско-китайских грузопассажирских, авиационной, железнодорожной и автомобильной компаний для осуществления международных перевозок между Россией и Китаем, а также перевозок между третьими странами;

- организация и функционирование пунктов пропуска на государственной российско-китайской границе:

Забайкальск - Маньчжурия (железнодорожный)

Забайкальск - Маньчжурия (автомобильный)

Староцурухайтуй - Хэйшаньтоу (автомобильный)

Олочи-Шивэй (автомобильный)

Покровка - Логухэ (автомобильный)

- усовершенствование таможенных технологий, для чего стороны через свои таможенные службы будут принимать меры по упрощению пассажирского и грузового сообщений, таможенного оформления.

    5) Приграничное и межгосударственное сотрудничество:

- разработка на муниципальном уровне приграничными с КНР районами основных мероприятий по выполнению основных направлений Стратегии;

- участие в подготовке и подписании в установленном порядке межправительственных соглашений о принципах сотрудничества между субъектами Российской Федерации и провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения КНР;

- совместное хозяйственное использование отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках, которые по итогам демаркации государственной российско-китайской границы должны отойти к российской или китайской стороне;

- открытие приграничных торговых, торгово-промышленных и других совместных комплексов, в которых будут созданы условия для упрощенного пересечения государственной границы с целью совершения деловых коммерческих и производственно-услуговых сделок, что отвечает интересам граждан России и Китая - жителей приграничных районов;

- активизация сотрудничества с Китаем в сфере производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия в целях улучшения снабжения населения Забайкалья, Сибири и Дальнего Востока продуктами питания;

- признать положительным и продолжить участие в деятельности российско-китайского координационного Совета по приграничному и межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству под руководством соответствующей рабочей группы российско-китайской межправительственной подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, участие в проведении его заседаний с целью подготовки предложений по повестке дня регулярных встреч глав правительств России и КНР, а также участие в работе рабочей группы по экономическому сотрудничеству;

- активизация сотрудничества с Китаем в сфере туризма, народного образования, здравоохранения, культуры , посещение делегациями регионов России и провинций КНР по обмену опытом;

- создание льготных условий для транспортного сообщения в приграничных территориях;

- совместное участие сторон в мероприятиях связанных с охраной окружающей среды в приграничных территориях, создание международных заповедных зон в этих районах;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»