ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ



ПОСТАНОВЛЕНИЕ



от 12 февраля 1996 года № 80


О программе содействия занятости населения
Читинской области на 1996 год



В целях обеспечения занятости населения области, предупреждения безработицы, осуществления социальной защиты граждан в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года № 1032-1 с последующими изменениями и дополнениями

постановляю:

1. Утвердить и принять к реализации программу содействия занятости населения Читинской области на 1996 год (прилагается).

2. Предложить администрациям городов и районов, управлению занятости населения и трудовых отношений обеспечить осуществление разработанных региональных программ и комплекса конкретных мер по обеспечению занятости населения на 1996 год.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на управление занятости и трудовых отношений (А. И. Варьянов)

Глава Администрации
Р. Гениатулин


ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


АДМИНИСТРАЦИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


ЧИТИНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ


ПРОГРАММА


СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1996 ГОД


Г. ЧИТА 1996 ГОД

     
Содержание


Введение

1. Анализ состояния и прогноз развития рынка труда области на 1996 г.

1.1. Социально-экономическое положение области и его прогноз на 1996 год.

1.2. Развитие рынка труда области в 1995 году.

1.3.Прогноз рынка труда области на 1996 год.

1.4. Основные цели и задачи Программы.

2. Основные направления обеспечения содействия занятости.

2.1. Экономическая поддержка занятости населения.

2.2 Содействие в трудоустройстве.

2.3. Целевое поощрение трудоустройства и реабилитация граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке.

2.4. Содействие временному трудоустройству граждан.

2.5. Содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы.

3. Мероприятия по содействию занятости населения.

4. Профессиональная ориентация населения.

5. Профессиональное обучение и переподготовка безработных и незанятого населения.

6. Развитие областной службы занятости.

7. Информационное обеспечение Программы занятости.

8. Формирование и направления использования Фонда занятости.

9. Правовое обеспечение Программы.

10. Контроль за реализацией Программы.

Приложения:


1. Прогноз занятости населения области на 1996 год.

2. Распределение трудовых ресурсов области по видам занятости и формам собственности.

3. Прогноз рынка труда на 1996 год.

4. Расчетный удельный вес безработных в экономически активном населении по вариантам рынка труда на 1996 год по исходным данным региональных служб занятости.

5. Программа целевого поощрения трудоустройства и реабилитации граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке на 1996 год.

6. Перечень основных действий службы занятости Читинской области на 1996 год.

ВВЕДЕНИЕ


Программа содействия занятости населения Читинской области подготовлена Управлением занятости населения и трудовых отношений совместно с комитетом экономики администрации Читинской области с участием других заинтересованных органов в соответствии с Законами О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года № 1032-1 (с последующими изменениями и дополнениями), "О местном самоуправлении" от 6 июля 1991 года (с последующими изменениями и дополнениями), Положениями "О Федеральной государственной службе занятости населения Российской Федерации" и "О Государственном фонде занятости населения Российской федерации", утвержденными постановлениями Верховного Совета Российской Федерации от 8 июля 1993 года № 5131-1.

Программа базируется на накопленном практическом опыте по реализации Программы занятости населения области в 1995 году.

Составной частью областной Программы являются программы занятости городов и районов.

Параметры Программы рассчитаны исходя из прогноза социально-экономического развития области, разработанного комитетом экономики администрации области, а также прогнозных оценок рынка труда, выполненных Управлением занятости населения и трудовых отношений и городскими и районными центрами занятости населения с учетом предполагаемого социально-экономического развития территорий и используемых при разработке городских и районных программ занятости населения.

Областная программа содействия занятости населения направлена на реализацию региональных аспектов политики занятости, что обуславливается следующими причинами:

1) дифференциация районов по условиям занятости и степени напряженности рынка труда;

2) в некоторых районах создается особо критическая ситуация на рынке труда, которая может привести к перерастанию безработицы в массовую и хроническую и поэтому требуется принятие своевременных мер по разрешению острых ситуаций в сфере занятости на уровне города и района;

3) система мер государственного регулирования занятости населения, действующая на областном и федеральном уровнях, не может в полной мере учесть всю специфику рынка труда и занятости населения отдельных территорий;

4) административно-территориальным образованиям переданы многие функции управления социально-экономическим развитием, что расширяет возможности более полного учета фактора занятости при реализации мер, направленных на стабилизацию экономики и развитие рыночных отношений;

5) район и город является той территорией, где непосредственно реализуется право граждан на трудовую деятельность и социальную защиту, здесь же формируются и рабочие места. Это придает особую действенность мерам по обеспечению сбалансированности предложения рабочей силы и спроса на нее в пределах территории района и города.

В основу разработки Программы положены следующие основные принципы:

-обеспечение приоритета активных действий политики занятости (содействие трудоустройству, профобучение и консультации, общественные работы, временная занятость и др.);

- комплексный подход к решению проблем занятости, который предусматривает учет всех факторов (экономических, социальных, демографических и др.), способствующих достижению продуктивной занятости граждан, соответствующей их потребности и интересам;

- эффективное использование всех средств, в том числе финансовых, для разработки и реализации Программы (минимизация всех затрат);

- взаимодействие органов власти, управленческих и хозяйственных структур, а также общественных организаций в разработке и реализации Программы;

- использование наиболее эффективных методов, форм, способов и приемов для анализа и прогноза рынка труда, для выявления и решения актуальных проблем занятости;

- обеспечение приоритета в социальной поддержке и защите на рынке труда отдельным категориям населения, испытывающим сложности в трудоустройстве (молодежь, женщины, имеющие малолетних детей, и др.)

I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА ОБЛАСТИ НА 1996 ГОД

     
1.1. Социально-экономическое положение области и его прогноз на 1996 год


Тенденции, сложившиеся в экономике области в предыдущие годы, сохранились и в текущем году. В январе-сентябре 1995 года спад промышленного производства составил 11,7 % по сравнению с ответствующим периодом прошлого года. В целом по оценке за 1995 ожидается спад по сравнению с уровнем 1994 года на 13,6 %. Это связано с тем, что почти все отрасли промышленности в условиях кризиса неплатежей и высоких темпов инфляции, оставивших их практически без оборотных средств, испытывают серьезные трудности в организации производства и сбыта выпускаемой продукции. Значительная удаленность от поставщиков сырья и материалов, а также потребителей выпускаемой продукции ведет при наличии высоких тарифов на перевозки к значительному удорожанию себестоимости продукции, к снижению ее конкурентной способности на рынке.

В связи со сложившейся ситуацией спад промышленного производства прогнозируется и в 1996 году, хотя и в несколько больших темпах (6,7 % к оценке 1995 г. по 1 варианту и 7,6 % - по 2 варианту).

Несмотря на то, что уборочная страда в сельском хозяйстве области в текущем году прошла более высокими темпами по сравнению с прошлым годом, положение по итогам за январь-сентябрь 1995 года не улучшилось, по оценке 1995 года ожидается снижение приема валовой продукций сельского хозяйства по сравнению с 1994 годом на 18,1%.

Проектом прогноза на 1996 год предусматривается увеличение объема валовой продукции сельского хозяйства по сравнению с оценкой 1995 года на 15 % по 1 варианту и 14,8 % по 2 варианту, - это связано с тем, что в будущем году предполагается увеличить производство продукции растениеводства и частично животноводства.

Наметившаяся в предыдущие годы тенденция спада инвестиционной активности на территории области сохранится и на 1996 год.

В демографических процессах позитивных изменений не произойдет. Социально-экономическая нестабильность и стремительное удорожание жизни оказывают резко отрицательное влияние на уровень естественного воспроизводства населения. Низкий естественный прирост и отрицательное сальдо миграции обуславливают сокращение темпов прироста населения и его старение. По оценке 1995 года ожидается сокращение численности постоянного населения на 8,6 тыс. человек по сравнению с предыдущим годом, а в прогнозе на 1996 год по сравнению с оценкой 1995 года - на 9,5 тыс. человек по 1 варианту и на 11,3 тыс. человек по 2 варианту.

Отток населения из области частично компенсируется за счет прибывающих беженцев и вынужденных переселенцев. На начало 1995 года численность беженцев и вынужденных переселенцев составила 583 человека, по прогнозу на 1996 год - 1400 человек по 1 варианту и 1600 человек по 2 варианту. Основная масса этой категории граждан приезжает из очагов вооруженных конфликтов, из мест с характерными признаками дискриминации русскоязычного населения.

Произошли значительные изменения в структуре занятости трудовых ресурсов за счет перераспределения работников из сферы материального производства в сферу услуг и отраслей производственной инфраструктуры. Соотношение численности работающих в сфере материального производства к общей численности занятых в 1995 году по оценке составит 67,6 % , в прогнозе на 1996 год, соответственно по вариантам - 67,4 % и 67,8 %.

Доля занятых на предприятиях и в организациях госсектора уменьшится с 54 % в 1994 году до 50 % в прогнозе на 1996 год. В то же время увеличится число занятых в частном секторе, соответственно с 30 до 32,2 % по 1 варианту и до 33,2 % по 2 варианту, что управляется следствием приватизации предприятий, создания и организации предприятий с частной формой собственности.

Одной из наиболее острых проблем развития экономики является занятость населения области. Вследствие ухудшения финансового и экономического положения предприятий во всех отраслях экономики происходит увеличение числа лиц трудоспособного возраста, не принятых трудовой деятельностью, которые пополняют ряды безработных. В 1995 году по оценке доля безработных в общей численности экономически активного населения составит 1,82 % , а в прогнозе на 1996 год - 5,16 % по 1 варианту и 5,79 % 2 варианту.

1.2. Развитие рынка труда области в 1995 году


За 1995 год в городские и районные службы занятости обратилось граждан в 2,2 раза больше, чем за 1994 год. При этом за сопоставимые периоды численность граждан, получивших консультации, выросла на 39,3 %, а обратившихся по вопросу трудоустройства в 4,5 раза.

За год обратилось по вопросу трудоустройства 44162 человек. При этом численность рабочих увеличилась в 3,25 раза, служащих - в 38 раза, впервые ищущих работу - в 3,89 раза . За сопоставимые периоды число женщин увеличилось в 3,7 раза , молодежи - в 3,9 раза , инвалидов в 3 раза , учащихся, желающих работать в свободное от учёбы время, главным образом в период летних каникул, - с 11 до 1903 человек.

Трудоустроено через службы занятости 20753 человека, что в 6,66 раза больше, чем за 1994 год.

Рост напряженности на рынке труда иллюстрируется общими данными спроса и предложения рабочей силы: при заявленной потребности 546 человек, что на 65,2 % ниже данных прошлого года, предстоящее высвобождение обещает пополнение рынка труда на 3091 чел., что на 44,8 % больше аналогичного периода прошлого года.

Количественный и качественный рост рынка труда оказывает прямое влияние на рост безработицы.

За 1995 год службами занятости поставлено на учет 21912 безработных, из которых 21367 чел, получили право на получение пособия по безработице.

За сопоставимые периоды численность безработных выросла, с учетом состоящих на учете на начало года, с 9695 до 26863 чел. (в 2,77 раза ), численность поставленных на учет в этом периоде - с 7385 до 2 чел. (в 2,97 раза). Численность лиц, которым назначено пособие по безработице, с учетом переходящих, возросла с 8315 до 25139 (в 3 раза).

Среди признанных безработных удельный вес молодежи в возрасте 16-29 лет увеличился с 35,1 до 37,7 %, жителей сельской местности с 40,6 до 412,7 %, уменьшился удельный вес женщин с 75,1 до 63,1%.

Количество трудоустроенных из числа безработных выросло с 2214 до 4758 чел., т.е. более чем в 2 раза, но уровень трудоустройства безработных уменьшился с 22,8 % до 17,7 %.

Средняя продолжительность безработицы уменьшилась с 5,86 мес. до 5,51 мес.

Число заявленных предприятиями вакансий и свободных рабочих мест уменьшилось с 1568 до 546, т.е. на 65,2 %. При этом за сопоставимые периоды число свободных мест по рабочим профессиям уменьшилось на 76,2 % (с 1134 до 270), количество вакансий для служащих уменьшилось с 434 до 276, т.е. на 36,4 %.

Удельный вес свободных рабочих мест по рабочим профессиям уменьшился с 77,3 до 49,5 %.

На 31 декабря 1995 года численность официально зарегистрированных безработных составила 16141 чел., с ростом против их численности на начало года в 3,3 раза.

В отчетном году отмечается рост доли официально зарегистрированных безработных в структуре незанятого населения, ищущего работу и находящегося на учете в органах службы занятости.

Так, численность зарегистрированных незанятых граждан, ищущих работу и состоящих на учете в службе занятости, увеличилась по сравнению с прошлым годом - в 3,1 раза.

Уровень безработицы (отношение количества безработных к численности занятых в народном хозяйстве) по области за год вырос в 3,6 раза и составляет 3,56 % . Рост уровня безработицы имеет место во всех регионах.

В количественном отношении наибольшая численность, безработных остается в городах Чите (2340 чел.) и Краснокаменске (989 чел.), а также Чернышевском (1138 чел.), Шилкинском (895 чел.), Оловяннинском (848 чел.), Ононском (815 чел.), Приаргунском (630 чел.), Акшинском (615 чел.), Красночикойском (675 чел.), Нерчинском (776 чел.) районах.

В городах и районах области продолжает иметь место преобладание численности лиц, работающих в режиме неполного рабочего времени, а также находившихся в вынужденных отпусках, над численностью официально зарегистрированных безработных.

По оперативным данным региональных служб занятости первые преобладают над вторыми практически в 2 раза, в т.ч. в г. Чите - в 2,6 раза, в Читинском районе в 5,3 раза, Алек-Заводском - в 1,4 раза, Петровск-Забайкальском - в 3,2 раза, Борзинском - в 1,9 раза, Балейском - в 2 раза.

"Неполная" занятость является одним из серьезных факторов возможной дестабилизации рынков труда во многих районах и городах области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»