Недействующий

Об областной целевой программе "Реформирование региональных финансов Читинской области (2008-2010 годы)". Утратил силу с 01 января 2010 года

               
          Объемы предоставления бюджетных кредитов на покрытие временных кассовых
          разрывов по бюджетам муниципальных образований в 2004-2007 годах

Наименование
показателей

2004 год

2005 год

2006 год

I полугодие 2007 года

Объем расходной части бюджетов муниципальных образований, млн. рублей

9702,2

10419,1

11442,7

6485,1

Объем предоставленных бюджетных кредитов (ссуд), млн. рублей

308,2

1304,2

355,5

52,8

Объем кредитов (ссуд) в общей доле расходов, %

3,2

12,5

3,1

0,8

Основным нормативным правовым документом, регламентирующим осуществление процедур выдачи кредитов, является Положение о предоставлении бюджетных кредитов из областного бюджета, ежегодно утверждаемое законом Читинской области об областном бюджете, которое устанавливает условия и порядок выдачи бюджетных кредитов, контроль за использованием бюджетных кредитов и ответственность за нецелевое использование и несвоевременный возврат бюджетных кредитов.

Установлено, что бюджетные кредиты предоставляются при условии соблюдения следующих ограничений:

соблюдение соответствующими органами местного самоуправления бюджетного и налогового законодательства;

наличие в решении о бюджете муниципального образования на текущий финансовый год источников погашения бюджетных кредитов;

отсутствие просроченной задолженности бюджетов муниципальных образований перед областным бюджетом по погашению ранее полученных кредитов, а также процентов за их использование;

отсутствие собственных средств в бюджетах муниципальных образований в объеме, необходимом для покрытия временного кассового разрыва.

Введение единой методики прогнозирования возникновения временных кассовых разрывов как при исполнении областного бюджета, так и при исполнении местных бюджетов позволит выработать единую финансовую политику в рамках управления государственным и муниципальным долгом и применять разработанные механизмы в рамках среднесрочного финансового планирования.

Проведена работа по оценке фактических временных кассовых разрывов по муниципальным образованиям, возникших в ходе исполнения бюджетов за последние три отчетных года и текущий финансовый год. Результаты отражены в аналитической записке.

План реформирования

Целью реализации данного мероприятия является сокращение рисков невозврата бюджетных кредитов, предоставляемых муниципальным образованиям на финансирование временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов, повышение финансовой дисциплины органов местного самоуправления, ликвидация неэффективных диспропорций в финансовой поддержке муниципальных образований.

Весь комплекс работ по данному направлению будет проходить в рамках первого этапа Программы реформирования (четвертый уровень).

Изменение существующих подходов к регулированию межбюджетных отношений потребует разработки новых механизмов регулирования платежеспособности муниципальных образований. Указанные механизмы должны быть формализованы в виде нормативных правовых актов.

Планируется подготовить нормативный правовой акт Администрации Читинской области о порядке и условиях предоставления, использования и возврата муниципальными образованиями бюджетных кредитов, предоставленных на покрытие временного кассового разрыва, который предусматривает:

установление запрета на предоставление бюджетного кредита при наличии просроченной задолженности по кредитам;

утверждение формализованной методики расчета распределения бюджетных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов, обеспечивающей сопоставимость заявок органов местного самоуправления на получение бюджетных кредитов с учетом лимита соответствующих расходов бюджета Читинской области в помесячной разбивке.

Кроме того, планируется провести следующие мероприятия:

разработать правовые акты исполнительного органа государственной власти  о порядке оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства и о порядке взыскания остатков непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени;

провести оценку величины просроченной задолженности по предоставленным бюджетным кредитам.

В целях повышения прозрачности бюджетного процесса планируется публиковать в средствах массовой информации и (или) сети Интернет данные о наличии временных кассовых разрывов и объемах предоставленных бюджетных кредитов в разрезе муниципальных образований помесячно.

Ожидаемый эффект

Реализация данных мероприятий Программы реформирования позволит снизить объем просроченной задолженности по предоставленным бюджетным кредитам.

Альтернативы

Отказ от практики предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям на покрытие временных кассовых разрывов из областного бюджета мог бы стать альтернативой запланированным мероприятиям.

Однако это маловероятно в силу того, что практически все местные бюджеты принимаются с дефицитом, а привлечение в качестве заемных средств банковских кредитов приводит к удорожанию обслуживания временных кассовых разрывов и к еще большей дефицитности местных бюджетов и повышению финансовой нагрузки на областной бюджет.

Оценка рисков

Основной внутренний риск связан со сложностью, а порой и невозможностью получения необходимых исходных данных, характеризующих динамику доходного потенциала того или иного муниципального образования, что существенно затруднит прогнозирование временных кассовых разрывов.

Основные внешние риски связаны с дефицитом свободных финансовых ресурсов местных бюджетов, необходимых для покрытия возникающих кассовых разрывов.