Исходное состояние (первый уровень)
В настоящее время в Читинской области установлена процедура проведения комплексной экспертизы законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства. Правовая экспертиза законопроектов в обязательном порядке проводится государственно-правовым управлением аппарата Администрации Читинской области после согласования с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Читинской области.
После доработки законопроект вносится на рассмотрение Читинской областной Думы. Правовое управление аппарата Читинской областной Думы проводит правовую экспертизу документов, готовит официальное заключение. После этого законопроект рассматривается на сессии Читинской областной Думы.
В случае высокой социально-экономической важности рассматриваемых законопроектом вопросов, затрагивающих интересы большинства населения, Читинской областной Думой проводятся публичные слушания по рассматриваемым законопроектам, информация о проведении которых размещается в сети Интернет.
Законом Читинской области "О бюджетном процессе в Читинской области" предусмотрено проведение публичных слушаний по проекту закона о бюджете на очередной финансовый год и отчету об его исполнении. По итогам публичных слушаний постоянный комитет экономической политики Читинской областной Думы принимает рекомендации, в которых отражаются результаты обсуждения. Рекомендации подлежат рассмотрению Читинской областной Думой.
На Контрольно-счетную палату Читинской области возложена финансовая экспертиза проектов законов Читинской области, иных проектов нормативных актов органов государственной власти Читинской области, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета или влияющие на формирование и исполнение областного бюджета.
Экспертиза законопроектов в области налогового законодательства проводится в Читинской области с 2003 года Советом по рассмотрению законопроектов Читинской области, образованным распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 30 января 2003 года № 92-р.
Обязательность проведения публичной независимой экспертизы законопроектов в области налогового и бюджетного законодательства в настоящее время нормативной правовой базой Читинской области не предусмотрена.
В настоящее время проведена оценка фактических финансовых последствий реализации законов Читинской области в области бюджетного и налогового законодательства, принятых в последнем отчетном финансовом году. Результаты отражены в аналитической записке.
План реформирования
Целью данного мероприятия является повышение обоснованности и эффективности решений в области налогового и бюджетного законодательства за счет учета мнений широкого круга субъектов хозяйственной деятельности, устранения положений, противоречащих интересам Читинской области, улучшения качества оценки последствий принимаемых решений.
(Абзац второй части "План реформирования" пункта 2.1.3 с изменениями, внесенными Законом Забайкальского края от 29 апреля 2009 года № 165-ЗЗК )
В рамках реализации второго этапа Программы реформирования (пятый уровень) планируется:
разработка и утверждение обязательности процедур проведения публичной независимой экспертизы законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства с участием негосударственных, общественных и научных организаций;
(Абзац четвертый части "План реформирования" пункта 2.1.3 с изменением, внесенным Законом Забайкальского края от 29 апреля 2009 года № 165-ЗЗК )
разработка и утверждение порядка проведения публичной независимой экспертизы законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства, а также утверждение состава экспертной комиссии по проведению публичной независимой экспертизы законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства;
размещение проектов нормативных правовых актов в области бюджетного и налогового законодательства в средствах массовой информации и (или) сети Интернет еще до их утверждения, а результатов независимой публичной экспертизы - после ее проведения. Данное направление является важным в социально-политическом аспекте, поскольку в этом случае все жители области становятся соучастниками бюджетного процесса и разделят с Администрацией Читинской области и Читинской областной Думой ответственность за его качество. (Абзац пятый части "План реформирования" пункта 2.1.3 с изменением, внесенным Законом Забайкальского края от 29 апреля 2009 года № 165-ЗЗК )
Ожидаемый эффект
Реализация данных мероприятий позволит в 2009 году всем законопроектам в области бюджетного и налогового законодательства пройти обязательную публичную независимую экспертизу и повысить качество принимаемых нормативных правовых актов.
Альтернативы
Альтернативой публичной независимой экспертизе может стать образование общественной палаты области, где были бы представлены партии, движения и общественные организации области. Возможен также вариант публичных общественных слушаний, на которые может прийти и высказать свои предложения любой житель области.
Оценка рисков
Основной риск, с одной стороны, связан с политизацией бюджетного процесса и использованием его в пропагандистских целях, с другой стороны, - с необходимостью изыскания дополнительных финансовых ресурсов для привлечения специалистов.