Исходное состояние (первый уровень)
В области утверждено 36 областных целевых программ, часть которых софинансируется из федерального бюджета, накоплен опыт проведения мониторинга целевых программ для сокращения неэффективных расходов и упорядочения процесса разработки и принятия программ.
В 2005 году при формировании областного бюджета на 2006 год действующие областные целевые программы были проанализированы с целью исключения малоэффективных и корректировок их финансирования, определены приоритетные направления расходов.
В этом же году откорректировано Положение о разработке и реализации областных целевых программ, областных программ и программ социально-экономического развития области, в которое для оценки результатов исполнения областных целевых программ введены понятия целевых индикаторов и показателей.
Действующая система программно-целевых методов имеет ряд недостатков:
отсутствие порядка оценки эффективности реализации областных целевых программ;
отсутствие порядка корректировки объемов финансирования областных целевых программ и исключения малоэффективных программ из числа финансируемых;
практическое отсутствие в настоящее время в областных целевых программах механизма количественной оценки результатов выполнения исполнительными органами государственной власти функций и задач, что не позволяет в полном объеме оценить результативность их деятельности и достижимость целевых показателей, устанавливаемых в программах;
дублирование в рамках мероприятий областных целевых программ текущих функций исполнительных органов государственной власти.
В Читинской области были предприняты определенные шаги по созданию системы планирования социально-экономического развития и внедрению программно-целевых методов стратегического планирования в рамках программ социально-экономического развития Читинской области.
Определен общий порядок разработки и утверждения областных целевых программ.
На данный момент законами Читинской области утверждены следующие долгосрочные целевые программы:
"Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Читинской области (2006-2012 годы)";
"Воспроизводство лесов Читинской области (2003-2010 годы)";
"Защита от наводнений населенных пунктов, объектов народного хозяйства и ценных земель на территории Читинской области на 2002-2021 годы";
"Обеспечение населения Читинской области питьевой водой на 2002-2011 годы";
"Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории в административных границах Читинской области (2004-2010 годы)";
"Онкология (2006-2013 годы)";
"Развитие материально-технической базы лечебно-оздоровительных учреждений Читинской области (2005-2012 годы)".
На данном этапе целевые программы должны обеспечивать эффективное решение проблем по приоритетным направлениям в соответствии с Программой социально-экономического развития Читинской области на 2006-2010 годы.
В настоящее время стоит вопрос о формировании нормативной правовой базы, регламентирующей формирование целевых программ как механизма стратегического планирования с учетом изменений в бюджетном законодательстве.
В настоящее время проведена инвентаризация целей и задач, утвержденных в составе программных документов социально-экономического развития территории на средне- и долгосрочную перспективу, и их отражения в действующих долгосрочных целевых программах за последние три отчетных года и текущий финансовый год. Результаты отражены в аналитической записке.
План реформирования
Целью данного направления реформирования является совершенствование механизма стратегического планирования в рамках программно-целевого метода для определения долгосрочных тенденций социально-экономического развития области, а также для создания условий для гарантированной реализации долгосрочных проектов и финансового обеспечения приоритетов развития региона.
Для этого планируется использовать механизм долгосрочных целевых программ. Планируется провести анализ стратегических целей и тактических задач, решаемых органами государственной власти Читинской области. Результаты анализа станут основой для разработки и дальнейшего утверждения требований как к целям, так и к тактическим задачам и мероприятиям долгосрочных целевых программ Читинской области.
Будет уточнена система основных показателей (индикаторов), характеризующих текущие и конечные результаты целевых программ, а также разработаны и утверждены показатели для оценки эффективности реализации целевых программ. Планируется принять постановление Администрации Читинской области, в котором будет определен порядок разработки, реализации и мониторинга результатов реализации долгосрочных целевых программ, а также предусмотрена жесткая процедура принятия решений о разработке целевых программ и процедура корректировки (изменения) или досрочного прекращения малоэффективных целевых программ с учетом фактических достигнутых результатов в ходе их реализации.
Долгосрочные целевые программы станут инструментом, устанавливающим ориентиры деятельности исполнительных органов государственной власти на долгосрочную перспективу и обеспечивающим межведомственную координацию при решении значимых социально-экономических задач. Планируется оценить стратегические цели и задачи, решаемые Администрацией Читинской области, сформулировать требования к целям, задачам и результатам, устанавливаемым в рамках долгосрочных целевых программ. Также внимание будет уделено разработке необходимого инструментария мониторинга реализации целевых программ, что обеспечит необходимую базу для внесения изменений в доклады о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти.
В рамках реализации первого этапа Программы реформирования (второй уровень) планируется выполнение следующих работ:
утверждение требований к целям, задачам и мероприятиям долгосрочных целевых программ, а также индикаторов непосредственных и конечных результатов реализации долгосрочных целевых программ;