Недействующий

Об областной целевой программе "Реформирование региональных финансов Читинской области (2008-2010 годы)". Утратил силу с 01 января 2010 года

               
          Государственный внутренний долг Читинской области

               (млн. рублей)

Наименование показателей

2004 год

2005 год

2006 год

I полугодие 2007 года

всего

в % к итогу

               всего

               в % к итогу

всего

               в % к итогу

всего

               в % к итогу

Договоры и соглашения о получении Читинской областью кредитов от кредитных организаций

               123,2

               25,5

               489,2

               42,9

               460,0

               73,8

               725,0

               83,9

Договоры и соглашения о получении Читинской областью бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации

354,3

73,2

573,9

50,3

123,0

19,7

103,3

12,0

Государственные гарантии Читинской области

6,3

1,3

77,8

6,8

40,6

6,5

36,3

4,2

Итого объем государственного долга Читинской области на конец периода

483,9

100,0

1140,9

100,0

623,6

100,0

864,6

100,0

Анализ данных свидетельствует об увеличении доли банковских кредитов (с 25,5 процента до 83,9 процента) в общем объеме государственного внутреннего долга Читинской области и снижении доли бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (с 72,3 процента до 12,0 процента).

Администрацией Читинской области осуществляется управление государственным внутренним долгом, принимаются меры по своевременному исполнению принятых обязательств, сокращению долга, снижению расходов на обслуживание долговых обязательств. В 2006 году досрочно погашены кредиты, привлеченные в кредитных организациях, в связи с чем экономия бюджетных средств по обслуживанию данных кредитов составила 22337,0 тыс. рублей. В 2006 году исполнены в полном объеме обязательства по погашению задолженности по договору о консолидации и реструктуризации задолженности Читинской области перед федеральным бюджетом со сроками погашения по графику до 25 декабря 2011 года.

Досрочное погашение суммы основного долга позволит уменьшить задолженность бюджета области по консолидированным процентам на 19771,4 тыс. рублей. В 2007 году по ходатайству Администрации Читинской области снижена процентная ставка по действующим кредитам, привлеченным от кредитных организаций, с 12 до 9 процентов годовых.

В течение анализируемого периода Администрацией Читинской области не допускалось нарушение сроков возврата привлеченных средств, сроков уплаты начисленных процентов за пользование средствами.

С 2007 года в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" привлечение заимствований в Читинской области осуществляется посредством проведения открытых конкурсов на привлечение кредитных ресурсов. На основе анализа заявок, представленных кредитными учреждениями, выбирается наиболее предпочтительное предложение. Результатом проведения конкурсной процедуры является отбор заявок, имеющих наилучшие показатели стоимости обязательства, с учетом финансового эффекта от предложенных дополнительных условий.

Текущие подходы к управлению государственным внутренним долгом Читинской области недостаточно формализованы, в частности, действующими документами не предусмотрены механизмы прогнозирования и планирования долговых заимствований с учетом их влияния на платежеспособность бюджета.

Проведена работа по оценке действующих долговых обязательств, в том числе по видам заимствований, со сроком погашения за последние три отчетных года и текущий финансовый год. Результаты отражены в аналитической записке.

План реформирования

Существующие подходы и инструменты управления государственным внутренним долгом Читинской области имеют значительный потенциал для совершенствования.

При разработке механизмов расчета платежеспособности бюджета и расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств необходимо учесть, что долговые обязательства разделяются на прямые и условные.

К прямым обязательствам относятся:

кредитные соглашения и договоры;

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

договоры и соглашения о получении бюджетных кредитов от бюджетов других уровней;

соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет;

просроченная кредиторская задолженность бюджетных учреждений в определении действующих в Российской Федерации норм бухгалтерского учета.

К условным обязательствам относятся гарантии и поручительства по обязательствам перед третьими лицами.

В рамках Программы реформирования планируется разработать инструменты управления долговыми обязательствами с учетом долговой емкости бюджета, долговой нагрузки на бюджет, потребностей финансирования ведомственных целевых программ и показателей среднесрочного финансового плана с обеспечением при этом объема долговых обязательств области на экономически безопасном уровне. Это позволит не только упорядочить процедуры управления государственным внутренним долгом, но и связать долговую политику со среднесрочным финансовым планированием.

В рамках реализации первого этапа Программы реформирования (третий уровень) планируется выполнить следующие работы:

наделить финансовый орган Читинской области полномочиями по управлению государственным внутренним долгом Читинской области;

разработать и принять правовые акты о порядке исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, который осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью, а также о порядке санкционирования денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета;

разработать и утвердить правовые акты о сведениях, вносимых в Государственную долговую книгу Читинской области, об утверждении  объемов информации о долговых обязательствах муниципального образования, порядка и сроков ее передачи в Комитет по финансам Читинской области;

разработать и утвердить методологию расчета долговой нагрузки на бюджет с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период;

разработать и утвердить методику расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку бюджета Читинской области, а также с учетом ранее достигнутых результатов, потребности в финансировании ведомственных целевых программ, показателей среднесрочного финансового плана.

В рамках реализации второго этапа Программы реформирования (пятый уровень) планируется публикация в средствах массовой информации и (или) сети Интернет сведений о долговых обязательствах, в том числе по видам обязательств и срокам их погашения. По итогам данного этапа планируется выйти на показатель полного соответствия установленной процедуре всех операций по долговым обязательствам в последнем отчетном году.

Ожидаемый эффект