К основным проблемам в данной сфере можно отнести следующие:
1. Не соответствует современным требованиям уровень планирования и оценки деятельности бюджетной системы Читинской области. Решения в области бюджетной политики принимаются исходя из краткосрочной перспективы, без учета их будущих последствий, а финансирование многих направлений расходов возобновляется ежегодно без анализа альтернативных или более эффективных способов предоставления государственных услуг. При планировании областного бюджета на предстоящий год используется не многофакторная среднесрочная модель, а производится индексация либо корректировка расходов и доходов. Практически отсутствует привязка к стратегическим целям и задачам, не применяются методы программно-целевого подхода к управлению на уровне Администрации Читинской области и исполнительных органов государственной власти. Разрыв между Программой социально-экономического развития Читинской области на 2006-2010 годы и планами деятельности исполнительных органов государственной власти Читинской области можно преодолеть посредством внедрения таких инструментов, как доклады о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти, ведомственные целевые программы, программы государственных закупок на среднесрочную перспективу и т.д.
2. Существует проблема низкой эффективности и результативности управления бюджетными расходами. Нет системы управления, ориентированной на установление стандартов качества государственных услуг населению, мониторинга эффективности и результативности бюджетных расходов; не используются механизмы обратной связи с населением (потребителями услуг) для оценки качества работы учреждений бюджетной сферы. Государственные услуги населению области предоставляются без учета реальных потребностей. При этом ни анализ потребности в государственных услугах, ни анализ их качества с применением унифицированных механизмов и на систематической основе на областном и муниципальном уровнях не проводятся. Нет четких механизмов и инструментов контроля за качеством предоставляемых государственных услуг, а это, в свою очередь, не дает возможности оценить эффективность расходования бюджетных средств и осуществить переход к бюджетированию, ориентированному на результат.
3. Недостаточно эффективно используется налоговая база и имущество области, что занижает доходные поступления в областной бюджет. В части управления налоговыми поступлениями в бюджет области отсутствуют инструменты оценки эффективности предоставляемых и планируемых к предоставлению налоговых льгот. Государственные унитарные предприятия, а также доли в уставном капитале организаций, находящиеся в собственности Читинской области, должны быть источником реальных и постоянно растущих доходов.
4. Не в полной мере соответствует современным требованиям уровень профессиональной подготовки работников органов государственной власти области и местного самоуправления. Проводимая в Читинской области административная реформа выявила ряд недостатков в деятельности исполнительных органов государственной власти. Необходимо уточнить их функции и задачи в привязке к среднесрочному планированию, что подчеркивает необходимость внедрения таких инструментов, как доклады о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти, ведомственные целевые программы. Следующим шагом повышения качества работы органов государственной власти должно стать изменение подходов к определению основных сфер деятельности государственных гражданских служащих, требующих мер по повышению квалификации, а также установления перечня направлений и предметов изучения на очередной финансовый год, так как в настоящий момент не учитывается необходимость их обучения основам управления по результатам. Отсутствуют инструменты планирования мероприятий по прохождению обучения и повышению квалификации государственных гражданских служащих на среднесрочную перспективу.
5. В настоящее время в области государственных инвестиций отсутствует методология оценки обоснованности планирования, эффективности и результативности использования бюджетных средств в инвестиционных проектах. В Читинской области не получили достаточного развития инструменты оценки эффективности инвестиционных проектов и качественного вклада инвестиционных проектов в решение социально-экономических проблем области. Вложение бюджетных средств в инвестиционные проекты должно быть продуманным, основанным на формализованной методике и расчете эффективности с учетом эксплуатационных расходов, с применением механизмов отбора с точки зрения их приоритетности и направленности на достижение стратегических целей и задач развития Читинской области.
6. Недостаточно формализованы процедуры управления государственным долгом Читинской области. В силу отсутствия должного среднесрочного планирования расходов и прогнозирования доходов областного бюджета не проработаны методологические вопросы расчета долговой нагрузки на бюджет с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период и расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку бюджета области. В результате, несмотря на проводимую аналитическую работу по оценке причин и периодичности возникновения временных кассовых разрывов, отсутствуют инструменты планирования кассовых разрывов на год в помесячной детализации. Как следствие, отсутствует потребность в инструментах планирования резервов для обеспечения финансирования в период кассовых разрывов, что приводит к недостаточно точному финансовому планированию и оценке объемов расходов бюджета, доступных для направления на предоставление бюджетных услуг.
7. На текущий момент муниципальные образования недостаточно вовлечены в реализацию поставленных в Программе социально-экономического развития Читинской области на 2006-2010 годы целей и задач. Достичь результатов возможно только совместными усилиями органов государственной власти и органов местного самоуправления. Поэтому в области межбюджетных отношений необходимо рассмотреть вопросы оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований, порядок применения результатов мониторинга при предоставлении им финансовой помощи, порядок стимулирования муниципальных образований, достигших наилучших результатов.