Исходное состояние
С момента вступления в силу Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и до настоящего времени в Читинской области сложилась децентрализованная система государственных закупок, при которой государственные заказчики Читинской области самостоятельно определяют процедуру планирования государственных закупок.
Постановлением Администрации Читинской области "О реализации Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" функции по организации и проведению конкурсов возложены на исполнительные органы государственной власти. Комитет по финансам Читинской области определен уполномоченным органом на ведение государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Читинской области. Комитет экономики Читинской области определен уполномоченным органом на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Читинской области, Комитет инвестиционной политики и развития инфраструктуры Читинской области - на ведение официального сайта Читинской области.
В сети Интернет на официальном сайте (www.zakupki.e-zab.ru) размещается вся информация о проводимых торгах.
За 2006 год организовано 3720 торгов (лотов) и других способов размещения заказов, в I полугодии 2007 года - 17281. Количество контрактов и сделок, заключенных в 2006 году, составило 3982, в I полугодии 2007 года - 17199. Общая стоимость заключенных контрактов и сделок за I полугодие 2007 года - 2514,0 млн. рублей (1436,1 млн. рублей в 2006 году), в том числе по результатам открытых конкурсов - 60 процентов (46 процентов в 2006 году), открытых аукционов - 0,8 процента (0,4 процента в 2006 году), запросов котировок - 5 процентов (3,4 процента в 2006 году).
За I полугодие 2007 года эффективность размещения бюджетных средств составила 101,7 млн. рублей, или 7,3 процента от суммарной начальной цены контрактов, предложенной государственными заказчиками к размещению путем проведения торгов и запросов котировок.
Эффективность государственных закупок должна обеспечиваться прозрачностью закупочных процедур, экономичным расходованием бюджетных средств, строгой отчетностью ответственных за закупки лиц и возможностью доступа всех поставщиков к государственным заказам.
При существующей прямой зависимости между объемом государственного заказа и его эффективностью, необходимо дальнейшую работу строить на увеличении объемов госзаказа. Резервы для увеличения данного показателя имеются. В настоящее время существует необходимость проведения более детального анализа потребностей государственных органов. Одним из основных вопросов совершенствования системы госзаказа является составление плана закупок. В процедуре проведения торгов необходимо применять практику консолидирования закупок по видам товаров и услуг (охват всех заказчиков, выставление на конкурс больших объемов заказа). Одним из важных факторов при разработке плана закупок и выборе способа закупок является рассмотрение возможных каналов закупок (розничная торговля, закупки у изготовителя, закупки у оптовиков). В общем комплексе вопросов государственного заказа необходим постоянный контроль за исполнением закупок.
В связи с этим вопрос автоматизации бюджетного процесса является на данный момент актуальным (в перспективе - необходима адаптация используемого программного обеспечения для возможности автоматизированного ввода информации в базу данных с помощью сканеров).
Необходима большая работа в сфере информатизации и внедрения новых технологий в управление финансовой системой. Все распорядители бюджетных средств должны быть централизованно снабжены вычислительной техникой и программным обеспечением, в результате чего будут созданы удаленные автоматизированные рабочие места. Автоматизация бюджетного процесса позволит проводить электронные платежи и осуществлять безбумажный документооборот и, как следствие, реализовать контроль за состоянием финансов в режиме реального времени.
План реформирования
Целью данного мероприятия является обеспечение максимальной эффективности применения конкурсных бюджетных закупок путем повышения прозрачности конкурсов, дисциплины исполнения соглашений, систематизации и дифференциации условий осуществления бюджетных закупок для различных категорий товаров и услуг.
В рамках реализации первого этапа Программы реформирования планируется проведение инвентаризации бюджетных расходов с точки зрения возможности их осуществления на основе проведения конкурсных бюджетных закупок, оценки действующей системы бюджетных закупок за последние два отчетных года. Полная инвентаризация и максимальная детализация планируемых к проведению бюджетных расходов, в том числе в разрезе отраслей и сроков осуществления расходов, невозможна без полной автоматизации процесса бюджетного планирования в увязке с системой автоматизации формирования государственного заказа.
В рамках реализации второго этапа Программы реформирования планируется:
на основе материалов инвентаризации и оценки бюджетных расходов разработать и утвердить критерии для бюджетных расходов, осуществление которых производится по результатам конкурсных бюджетных закупок. Разработку и утверждение критериев осуществления бюджетных расходов через процедуру конкурсных закупок необходимо осуществить в привязке к жесткому регламенту взаимодействия основных участников бюджетного процесса: бюджетные учреждения - главные распорядители бюджетных средств - Комитет по финансам Читинской области;
продолжить практику опубликования в средствах массовой информации и (или) сети Интернет условий проведения конкурсов и их результатов.
Ожидаемый эффект
Совершенствование системы государственных закупок обеспечит реальный конкурентный режим при размещении заказов на производство товаров и услуг для государственных нужд.
Доля расходов, осуществляемых по результатам проведения открытых конкурсов, составит не менее 60 процентов расходов бюджета.
В результате реализации намеченных мероприятий повысится эффективность бюджетных расходов, результатом которой станет повышение социальной защищенности населения Читинской области. Усилится ведомственный и общественный контроль за деятельностью бюджетных учреждений. Повысится прозрачность бюджетных расходов для населения, усилится непосредственное влияние населения на формирование направлений бюджетных расходов.
Альтернативы
Альтернативой принятию унифицированного порядка проведения конкурсных бюджетных закупок получателями бюджетных средств самостоятельно, на основе разработанных региональных стандартов, может стать централизация конкурсных бюджетных закупок на уровне Администрации Читинской области.
В качестве альтернативного мероприятия следует рассматривать разработку и внедрение автоматизированной электронной системы для проведения конкурсных бюджетных закупок через сеть Интернет. Это сложный и трудоемкий процесс, требующий привлечения дополнительных финансовых и материальных ресурсов. Вместе с тем необходимо отметить, что реализация мелких заказов через систему конкурсов не только значительно затянет саму процедуру реализации заказа, но и существенно увеличит стоимость самого заказа за счет дополнительных расходов на организацию конкурсов. В рамках же реализации электронных торгов издержки на проведение конкурсных процедур резко сокращаются, что свидетельствует о перспективности данного направления.
Оценка рисков
Основной риск проведения преобразований связан с неразвитостью рынка услуг и низкой конкурентностью на нем.
Следует также отметить, что отработка самой системы проведения конкурсов требует дополнительного финансирования, а также разработки и внедрения определенных гарантийных мер, поскольку большинство участников рынка услуг, особенно из числа вновь образованных, не имеют кредитной истории.