Исходное состояние (первый уровень)
Согласно статье 63 Налогового кодекса Российской Федерации принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов по региональным и местным налогам относится к полномочиям налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решение об изменении сроков уплаты налогов принимается по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъекта Российской Федерации, муниципальных образований. Порядок рассмотрения Управлением Федеральной налоговой службы по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу заявлений и организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов утвержден приказами Федеральной налоговой службы.
Оперативный учет задолженности по налогам и сборам, рассроченных и отсроченных платежей во все уровни бюджетной системы является полномочием налоговых органов.
На основе данных налоговой отчетности Комитет по финансам Читинской области ежемесячно проводит анализ изменений задолженности перед бюджетом, изменений ее структуры, в частности недоимки, а также осуществляет оценку качественных и количественных изменений задолженности и недоимки в разрезе отдельных муниципальных образований без учета инфляции. В течение финансового года выявляются основные тенденции изменений задолженности (недоимки) и муниципальные образования, которые проводят недостаточно эффективные мероприятия по сокращению недоимки.
С учетом недоимки ООО "Инвестпроект" недоимка по налогам и сборам в консолидированный бюджет Читинской области составила в 2005, 2006 годах и на 1 октября 2007 года, соответственно: 5799,5 млн. рублей, 5665,3 млн. рублей и 5634,2 млн. рублей. Согласно информации Управления Федеральной налоговой службы по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу, начиная с 1 сентября 2003 года в составе недоимки отражена недоимка по результатам выездных налоговых проверок ООО "Инвестпроект" по налогам, зачисляемым в консолидированный бюджет Читинской области, в сумме 5422,2 млн. рублей. ООО "Инвестпроект" поставлено на налоговый учет в Чернышевском районе Читинской области 31 августа 2001 года в результате реорганизации. Доначисления произведены по результатам выездных налоговых проверок указанного предприятия за 1999-2000 годы, то есть за период, когда предприятие не состояло на налоговом учете в Читинской области и не осуществляло хозяйственной деятельности на ее территории. Возникшая задолженность является безнадежной к взысканию в виду отсутствия расчетных счетов, а также имущества на балансе предприятия. Налоговыми органами Читинской области в рамках положений Налогового кодекса Российской Федерации был проведен весь комплекс мероприятий по принудительному взысканию возникшей задолженности, который не дал положительных результатов.
По состоянию на 1 января 2007 года недоимка в консолидированный бюджет Читинской области без учета недоимки по ООО "Инвестпроект" составила 243,1 млн. рублей. Структура недоимки в разрезе показателей по состоянию на 1 января 2007 года сложилась следующим образом:
налог на прибыль организаций - 17,3 млн. рублей (7,1 процента в общем объеме);
налог на доходы физических лиц - 51,8 млн. рублей (21,3 процента);
акцизы - 0,6 млн. рублей (0,2 процента);
налог на совокупный доход - 38,0 млн. рублей (15,6 процента);
налоги на имущество - 86,9 млн. рублей (35,7 процента);
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами - 5,2 млн. рублей (2,1 процента);
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам сборам и иным обязательным платежам - 43,2 млн. рублей (17,8 процента);
платежи при пользовании природными ресурсами - 0,2 млн. рублей (0,1 процента).
Постановлением Главы Администрации Читинской области от 20 февраля 2002 года № 48 принят Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам и сборам. Основными причинами образования безнадежной к взысканию задолженности являются отсутствие имущества и денежных средств, достаточных для погашения задолженности, отсутствие должника по указанному адресу.
В целях сокращения и ликвидации недоимки во всех муниципальных районах и городских округах области созданы межведомственные комиссии с участием работников администраций, финансовых и налоговых структур, которые анализируют состояние платежной дисциплины организаций, имеющих задолженность перед бюджетом, разрабатывают меры по недопущению недоимки и предложения по реструктуризации недоимки по налогам и сборам в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, включая установление сроков и разработку поэтапных мероприятий по ее сокращению.
В результате совместной работы налоговых органов и комиссий недоимка в консолидированный бюджет Читинской области (без учета недоимки по ООО "Инвестпроект") имеет тенденцию к снижению. Так, за 2005 год в сравнении с 2004 годом она снизилась на 4,7 млн. рублей и составила на 1 января 2006 года 377,3 млн. рублей. За 2006 год недоимка снизилась на 134,2 млн. рублей и составила на 1 января 2007 года 243,1 млн. рублей. По состоянию на 1 октября 2007 года недоимка составила 212,0 млн. рублей.
В законах Читинской области об областном бюджете на 2005 и 2006 годы был установлен лимит на предоставление налоговых кредитов, отсрочек, рассрочек по уплате региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в областной бюджет в пределах финансового года, в сумме не более 5,0 млн. рублей. В связи с внесением изменений в статью 61 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законах субъектов Российской Федерации о бюджете, начиная с 2007 года, установление лимита предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов по уплате региональных налогов и сборов не требуется.
На данный момент проведена оценка потерь бюджета от недополученных доходов, в том числе по рассроченным и отсроченным платежам, за последние три отчетных года и текущий финансовый год. Результаты отражены в аналитической записке.
План реформирования
В рамках реализации первого этапа Программы реформирования (третий уровень) планируется:
разработка и утверждение порядка предоставления отсрочек, рассрочек и инвестиционных налоговых кредитов;
разработка и утверждение порядка проведения мониторинга дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей, что позволит упорядочить проводимую в настоящее время в данном направлении работу, поскольку в настоящее время мониторинг задолженности, рассроченных и отсроченных платежей осуществляется в произвольной форме, на основании данных налоговых органов.
В рамках реализации второго этапа Программы реформирования (пятый уровень) планируется публикация в средствах массовой информации и (или) сети Интернет данных об объемах дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей (с учетом инфляции).
Ожидаемый эффект
Установление объема дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет на уровне не более 3 процентов расходов бюджета (без учета недоимки по ООО "Инвестпроект").
Альтернативы
Повышение эффективности деятельности финансовых органов невозможно без введения и формализации контрольно-аналитических функций, позволяющих сделать бюджетный процесс не только прозрачным, но и существенно сократить потери бюджета. Исходя из вышесказанного, альтернативы организации оперативного учета задолженности перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет не существует.