Показатели | 2004 год | 2005 год | 2006 год | I полугодие |
Количество инвестиционных проектов (шт.), в том числе | 88 | 50 | 70 | 72 |
в сфере жилищно-коммунального хозяйства (шт.) | 35 | 14 | 29 | 24 |
в сфере образования (шт.) | 22 | 13 | 19 | 16 |
в сфере культуры (шт.) | 7 | 6 | 6 | 8 |
в сфере здравоохранения и спорта (шт.) | 24 | 14 | 13 | 20 |
в сфере социальной политики (шт.) | - | 3 | 3 | 4 |
Расходы на реализацию инвестиционных проектов (шт.), в том числе | 294647,0 | 292815,0 | 372550,8 | 310222,3 |
в сфере жилищно-коммунального хозяйства (тыс. рублей) | 139837,0 | 110045,0 | 232456,0 | 225768,8 |
в сфере образования (тыс. рублей) | 60580,0 | 88882,0 | 49465,8 | 17497,1 |
в сфере культуры (тыс. рублей) | 23350,0 | 17503,0 | 18600,0 | 7300,4 |
в сфере здравоохранения и спорта (тыс. рублей) | 70880,0 | 74415,0 | 70029,0 | 59256,0 |
в сфере социальной политики (тыс. рублей) | - | 1970,0 | 2000,0 | 400,0 |
Основную долю в объемах капитальных вложений составляют расходы, связанные с финансированием объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурных объектов: учреждений образования, здравоохранения, культуры и др.
Государственная поддержка инвестиционных проектов, не включенных в программы, осуществляется посредством оказания содействия в поиске инвесторов, выделения земельных участков под строительство и других нефинансовых мер поддержки.
Кроме средств областного бюджета, источниками финансирования инвестиционных проектов, включенных в программы, являются средства федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.
В настоящий момент проведена работа по оценке бюджетной и социальной эффективности реализуемых инвестиционных проектов за последние три отчетных года и текущий финансовый год. Результаты отражены в аналитической записке.
План реформирования
Инвестиционные проекты по своей сути являются основными долгосрочными инструментами решения социально-экономических проблем Читинской области. Для обеспечения соответствия инвестиционных проектов, планируемых к реализации, целям и задачам развития области, а также для повышения эффективности бюджетных средств, выделяемых на реализацию инвестиционных проектов, планируется в первую очередь доработать инструменты оценки эффекта от реализации инвестиционных проектов. Переход на усовершенствованные инструменты оценки эффективности инвестиционных проектов создаст необходимую базу для системы мониторинга реализации инвестиционных проектов, в рамках которой будет не просто оцениваться соответствие фактических параметров проектов их плановым значениям, но и отслеживаться вклад каждого проекта в решение социально-экономических проблем на каждом этапе реализации инвестиционного проекта. В случае отклонения фактических показателей результата реализации проекта от плановых и снижения его эффекта с точки зрения влияния на решение социально-экономических проблем области и содействие развитию области необходимо принимать меры по оценке дальнейшей целесообразности реализации такого инвестиционного проекта. В этой связи особую роль играет механизм досрочного прекращения реализации инвестиционного проекта, составной частью которого являются критерии оценки проекта на предмет целесообразности его дальнейшей реализации.
Обеспечение публичности информации о реализуемых инвестиционных проектах в Читинской области и показателях их бюджетной и социальной эффективности необходимо не только для повышения открытости исполнительных органов государственной власти Читинской области, но и для содействия повышению инвестиционной привлекательности региона для потенциальных инвесторов.
В рамках реализации первого этапа Программы реформирования (третий уровень) планируется выполнение следующих работ:
в целях совершенствования нормативных правовых актов Читинской области в соответствии с действующим федеральным законодательством в части государственной поддержки инвестиционной деятельности разработка и принятие проекта закона о государственной поддержке инвестиционной деятельности в Читинской области;
разработка и утверждение переходных положений, определяющих осуществление бюджетных инвестиций в 2008-2009 годах; (Абзац пятый части "План реформирования" пункта 2.5.1 подраздела 2.5 утратил силу с 17 мая 2009 года на основании Закона Забайкальского края от 29 апреля 2009 года № 165-ЗЗК)
разработка и утверждение порядка оценки бюджетной и социальной эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов; (Абзац шестой части "План реформирования" пункта 2.5.1 подраздела 2.5 утратил силу с 17 мая 2009 года на основании Закона Забайкальского края от 29 апреля 2009 года № 165-ЗЗК)
разработка и утверждение порядка формирования перечня строек, объектов, инвестиционных проектов, строительство которых осуществляется за счет бюджетных средств; (Абзац седьмой части "План реформирования" пункта 2.5.1 подраздела 2.5 утратил силу с 17 мая 2009 года на основании Закона Забайкальского края от 29 апреля 2009 года № 165-ЗЗК)
разработка и утверждение порядка включения в бюджет расходов на осуществление новых инвестиционных проектов с учетом эксплуатационных расходов будущих периодов, включающей методологию оценки эксплуатационных расходов будущих периодов и методологию оценки финансового результата от реализации инвестиционного проекта; (Абзац восьмой части "План реформирования" пункта 2.5.1 подраздела 2.5 утратил силу с 17 мая 2009 года на основании Закона Забайкальского края от 29 апреля 2009 года № 165-ЗЗК)
разработка и утверждение системы критериев, удовлетворение которым является основанием для досрочного прекращения реализации инвестиционных проектов.
В рамках реализации второго этапа Программы реформирования (пятый уровень) планируется публикация в средствах массовой информации и (или) сети Интернет нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы оценки эффективности инвестиционных проектов, и непосредственных результатов их применения.
(Часть "План реформирования" пункта 2.5.1 подраздела 2.5 дополнена абзацами одиннадцатым - пятнадцатым на основании Закона Забайкальского края от 29 апреля 2009 года № 165-ЗЗК)
Кроме того, планируется:
разработка и утверждение порядка оценки бюджетной и социальной эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов;
разработка и утверждение порядка формирования перечня строек, объектов, инвестиционных проектов, строительство которых осуществляется за счет бюджетных средств;
разработка и утверждение порядка включения в бюджет расходов на осуществление новых инвестиционных проектов с учетом эксплуатационных расходов будущих периодов, включающего методологию оценки эксплуатационных расходов будущих периодов и методологию оценки финансового результата от реализации инвестиционного проекта;
разработка и утверждение системы критериев, удовлетворение которым является основанием для досрочного прекращения реализации инвестиционных проектов.
В результате проведенных мероприятий в расходах областного бюджета за последний отчетный год будут отсутствовать расходы на инвестиционные проекты, удовлетворяющие условиям для досрочного прекращения их реализации.
Ожидаемый эффект
В результате реализации намеченных изменений будет сформирована система отбора, оценки и реализации инвестиционных проектов, ориентированная на достижение целей и задач Программы социально-экономического развития Читинской области на 2006-2010 годы. Планируется исключение из инвестиционной практики области неэффективных проектов или их оперативная реструктуризация для достижения поставленных в проекте целей.
Альтернативы
Альтернативой предложенным мероприятиям может быть формирование необходимой нормативной правовой базы на федеральном уровне.
Оценка рисков