Исходное состояние (первый уровень)
Целью реализации данного мероприятия является обеспечение эффективного и прозрачного распределения финансовых ресурсов между исполнительными органами государственной власти Читинской области за счет создания элементов контроля за результатами их деятельности и более широкого внедрения методов программно-целевого планирования в деятельности субъектов бюджетного планирования.
В настоящее время в области разработаны и действуют Программа социально-экономического развития Читинской области на 2006-2010 годы и областные целевые программы по направлениям социально-экономического развития области.
Программой социально-экономического развития Читинской области на 2006-2010 годы установлены основные направления, цели и задачи развития области, а также соответствующие им индикаторы. На данный момент существующий перечень индикаторов, предусмотренный данной Программой, не позволяет в полной мере судить о степени достижения поставленных стратегических целей и задач.
В целях надлежащей оценки степени достижения стратегической цели, которые ставит перед собой Администрация Читинской области, необходимы наличие и интеграция в бюджетный процесс инструментов, позволяющих осуществить переход от стратегических целей и задач к направлениям деятельности исполнительных органов государственной власти, которые, в свою очередь, позволят сформировать план действий всех участников бюджетного процесса на среднесрочную и текущую перспективы. Система таких инструментов включает в себя:
доклады о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти (далее - Доклады);
ведомственные целевые программы;
перечень государственных услуг;
стандарты качества государственных услуг.
В 2007 году в регионе начата работа по оценке функций и задач исполнительных органов государственной власти. С этой целью комиссией по проведению административной реформы в Читинской области одобрены и рекомендованы для практического применения Методические рекомендации по подготовке Докладов. Распоряжением Администрации Читинской области от 8 июня 2007 года № 389-А/р утверждено Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования и Положение о сводном докладе о результатах и основных направлениях деятельности Администрации Читинской области.
На основании указанных документов соответствующий субъект бюджетного планирования формирует бюджетные проектировки в соответствии со сроками разработки проекта закона Читинской области об областном бюджете на очередной финансовый год, среднесрочного финансового плана и параметров прогноза социально-экономического развития области на плановый период. Подготовленные проекты Докладов представляются в Комитет по финансам Читинской области, Комитет экономики Читинской области и Комитет инвестиционной политики и развития инфраструктуры Читинской области и далее уточняются и дорабатываются после принятия закона Читинской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Доклады являются исходной информацией для областных исполнительных органов государственной власти в части определения целей, задач и ожидаемых результатов при формировании ведомственных целевых программ.
Ведомственная целевая программа представляет собой комплекс мероприятий, реализуемых субъектом бюджетного планирования для решения определенных Докладом задач, с указанием общего объема расходов, системы управления программой и возможных рисков недостижения целевых значений показателей результативности. Потенциал использования ведомственного целевого планирования как инструмента управления расходами пока не используется в Читинской области. На стадии согласования находится проект постановления Администрации Читинской области "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ". Ведомственные целевые программы позволят перейти от управления расходами к управлению результатами, установить ответственных за достижение требуемых результатов. Предполагается также создание реестра ведомственных целевых программ.
В случае необходимости решения существующей социально-экономической проблемы одновременными усилиями нескольких областных исполнительных органов государственной власти применяется механизм областных целевых программ. В Читинской области вместе с законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год принимается перечень областных целевых программ, предусмотренных к финансированию из областного бюджета в очередном финансовом году.
Для отраслей социальной сферы наполнение ведомственных целевых программ будет осуществляться на основании потребности в государственных услугах и планов их предоставления.
Наличие стандартов качества государственных услуг создаст необходимые условия для их надлежащего предоставления.
Таким образом, система вышеперечисленных инструментов обеспечит комплексное достижение поставленных целей и задач развития Читинской области за счет вовлечения в их решение всех исполнительных органов государственной власти и позволит в полной мере оценить вклад каждого из них.
Оценка функций и задач субъектов бюджетного планирования, изменения результативности их деятельности с учетом изменения объемов бюджетных расходов на исполнение соответствующих обязательств за последние три отчетных года отражена в аналитической записке.
План реформирования
При создании системы эффективного управления региональными финансами и обеспечения прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти между ними необходимо четко разграничить функции и задачи с целью исключения дублирования функций и размытости границ ответственности.
Для этого необходимо в рамках реализации первого этапа Программы реформирования (третий уровень):
разработать и утвердить порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, индикаторов оценки результативности и планируемых результатов;
разработать и утвердить количественные показатели для оценки планов, хода исполнения и конечных результатов реализации функций, достижения целей и решения задач для всех субъектов бюджетного планирования;
разработать и утвердить порядок корректировки предоставляемых субъектам бюджетного планирования средств исходя из планируемых и фактически достигнутых результатов.
В рамках реализации второго этапа Программы реформирования (четвертый уровень) планируется публикация в средствах массовой информации и (или) сети Интернет ведомственных целевых программ, отчетов об их исполнении и принятых в соответствии с этим административных и финансовых мерах.
Ожидаемый эффект
Центральное место в системе управления по результатам будут занимать ведомственные целевые программы, которые обеспечат переход от среднесрочных направлений деятельности, закрепляемых в Докладах, к текущей деятельности. Именно ведомственная целевая программа позволит сбалансировать задачи исполнительного органа государственной власти, его полномочия, обязательства и расходы. В отличие от широко используемых целевых программ (федеральных или областных) ведомственная целевая программа - это способ организации существующих расходов исполнительного органа государственной власти и лишь в незначительной мере - способ получения дополнительного финансирования (целевые программы ведомства).
Программно-целевые методы планирования комплекса мероприятий областного масштаба позволят: