Недействующий

Об областной целевой программе "Реформирование региональных финансов Читинской области (2008-2010 годы)". Утратил силу с 01 января 2010 года

              
           2.1.2. Оптимизация процесса планирования
               и финансирования временных кассовых разрывов

Исходное состояние (первый уровень)

В настоящее время в рамках бюджетного процесса Читинской области не существует формализованных и утвержденных методических подходов к прогнозированию временных кассовых разрывов и формированию финансового резерва для их финансирования.

Основные факторы возникновения временных кассовых разрывов: нецикличный характер поступления доходов, сезонный характер осуществления расходов, связанный с подготовкой к зимнему периоду, проведением сезонных сельскохозяйственных работ и выплатой отпускных работникам бюджетных учреждений в летнее время.

Мероприятия по оценке поступления доходов и осуществления расходов, а также снижению влияния платежей по погашению и обслуживанию государственного долга на финансирование расходов бюджета осуществляются Комитетом по финансам Читинской области при формировании проекта бюджета на очередной финансовый год. Комитетом по финансам утверждается поквартальное распределение доходов и расходов областного бюджета, в Министерство финансов Российской Федерации направляются предложения о необходимых ежеквартальных объемах дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

В качестве основного инструмента финансирования временных кассовых разрывов в настоящее время используются банковские кредиты. Источники и объемы финансирования на очередной финансовый год закрепляются в Программе государственных внутренних заимствований Читинской области, являющейся приложением к закону об областном бюджете на очередной финансовый год. Кроме того, в этих же целях в Министерство финансов Российской Федерации направляются обращения о выделении опережающей дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

В настоящее время проведена оценка причин возникновения временных кассовых разрывов, возникавших при исполнении бюджета и их финансовых последствий за последние три отчетных года и текущий финансовый год.

План реформирования

Целью данного мероприятия является минимизация издержек в виде дополнительных расходов, негативных социально-экономических последствий возникновения временных кассовых разрывов путем повышения точности прогнозирования текущей сбалансированности бюджета в течение бюджетного года и создания финансовых резервов для финансирования временных кассовых разрывов.

На первый план на современном этапе реформирования бюджетного процесса выдвинута задача - в течение небольшого периода времени расширить масштаб прогнозирования кассовых потоков и управления средствами на едином счете областного бюджета. В процессе исполнения бюджета необходимо принимать во внимание движение реальных кассовых потоков денежных средств. Это позволит выявлять и прогнозировать возможные обстоятельства, которые повлекут временные кассовые разрывы, в том числе несвоевременную оплату денежных обязательств.

С этой целью планируется разработать правовой акт финансового органа Читинской области о порядке составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки предоставления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана.

В рамках реализации первого этапа Программы реформирования (четвертый уровень) планируется:

утвердить методологию планирования временных кассовых разрывов по месяцам в пределах текущего финансового года (порядок составления и ведения кассового плана);

разработать и утвердить соответствующим нормативным правовым актом порядок формирования финансового резерва для финансирования временных кассовых разрывов;

публиковать в средствах массовой информации и (или) сети Интернет нормативные правовые акты, регулирующие вопросы финансирования временных кассовых разрывов.

Основным инструментом деятельности финансового органа Читинской области станет внедрение в рамках Программы реформирования новых финансово-бюджетных автоматизированных технологий управления финансами.

В рамках реализации второго этапа Программы реформирования (пятый уровень) планируется продолжить публикацию информации, касающейся финансирования временных кассовых разрывов, и обеспечить отсутствие прироста просроченной кредиторской задолженности в областном бюджете.

Ожидаемый эффект

Реализация данных мероприятий позволит обеспечить условия, при которых будет отсутствовать прирост просроченной задолженности, в том числе по средствам, привлекаемым на покрытие временных кассовых разрывов (за исключением кредиторской), и кредиторской задолженности по расходам бюджета.

Альтернативы

Альтернативой созданию методологии прогнозирования временных кассовых разрывов является сохранение существующей системы оперативного финансового планирования.

Дальнейшее развитие системы государственного управления, внедрение в бюджетный процесс принципов бюджетирования, ориентированного на результат, повышение самостоятельности бюджетных учреждений не позволяют оставить существующую систему без изменений.

Оценка рисков

Финансирование временных кассовых разрывов путем формирования финансовых резервов несет в себе риски возможного уменьшения доступных объемов бюджетных средств, которые могли бы быть направлены на реализацию ведомственных целевых программ, и, следовательно, на решение социально-экономических проблем области за счет отвлечения этих средств из оборота и включения в резерв.

Еще одним существенным риском прогнозирования временных кассовых разрывов и планирования резерва на их покрытие является отсутствие равномерности поступления налоговых доходов бюджета, что не позволяет достаточно точно оценивать обеспеченность расходов собственными доходами областного бюджета.