Исходное состояние
Постановлением Администрации Читинской области "О конкурсной комиссии по размещению государственного заказа среди образовательных учреждений профессионального образования на оказание образовательных услуг по подготовке управленческих кадров Читинской области" утверждены положение о конкурсной комиссии по размещению государственного заказа среди учреждений профессионального образования на оказание образовательных услуг по подготовке управленческих кадров Читинской области и ее состав.
Общий объем государственного заказа Читинской области на профессиональную переподготовку, повышение квалификации государственных гражданских служащих области утверждается законом Читинской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. В течение года заключаются договоры с высшими учебными заведениями на обучение государственных гражданских служащих и принимаются соответствующие распоряжения Администрации Читинской области о выделении средств из областного бюджета на оплату указанных договоров.
Однако надо признать, что в настоящий момент в связи с широкомасштабным внедрением во все сферы жизни общества реформ (налоговой, административной, бюджетной, реформы местного самоуправления и т.д.) в Читинской области достаточно остро ощущается недостаток квалифицированных кадров, способных работать в новых условиях. В связи с этим представляется эффективным внедрение форм и методов в учебный процесс образовательных стандартов, обучающих программ, а также модернизация в сфере повышения квалификации и профессиональной подготовки государственных гражданских служащих.
План реформирования
Основной целью реформирования является повышение эффективности деятельности государственных гражданских служащих за счет создания условий для поддержки и развития уровня квалификации соответствующих категорий работников. В рамках реализации Программы реформирования планируется расширить перечень направлений повышения квалификации и переподготовки кадров по наиболее востребованным направлениям и сферам деятельности государственных гражданских служащих. Проинвентаризированный и дополненный перечень будет публиковаться в средствах массовой информации и (или) сети Интернет.
В рамках реализации первого этапа Программы реформирования планируется:
провести инвентаризацию основных сфер деятельности государственных гражданских служащих с целью определения тематики курсов повышения квалификации и обучения государственных гражданских служащих;
утвердить тематику курсов повышения квалификации государственных гражданских служащих на очередной финансовый год с учетом перехода на новые методы управления.
В рамках реализации второго этапа Программы реформирования планируется регулярно публиковать в средствах массовой информации и (или) в сети Интернет перечень направлений и предметов изучения при повышении квалификации государственных гражданских служащих на очередной финансовый год. Повышение квалификации государственных служащих должно проходить на регулярной основе. Основные результаты повышения уровня квалификации государственных служащих должны стать предметом публичной огласки. Население области должно иметь возможность через средства массовой информации и (или) сеть Интернет знакомиться с перечнем направлений и предметов изучения при повышении квалификации государственных служащих и периодичностью повышения ими своего профессионального уровня.
Ожидаемый эффект
Проведение данных мероприятий позволит сформировать систему организации и проведения курсов повышения квалификации не менее чем для 50 процентов нуждающихся в этом государственных гражданских служащих и не реже чем раз в три года.
Альтернативы
Учитывая, что административная реформа направлена на повышение эффективности деятельности всех уровней власти и обеспечение высокого профессионализма государственных гражданских служащих, альтернатива мероприятию по повышению квалификации и профессиональному росту государственных гражданских служащих отсутствует.
Оценка рисков
Решение задачи повышения квалификации и профессионального роста государственных гражданских служащих может быть затруднено по причине недостатка преподавателей и специалистов в области образовательных услуг по необходимым для повышения квалификации государственных гражданских служащих направлениям и сферам их деятельности.
Возможен недостаток финансовых ресурсов, связанный с организацией учебного процесса по переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих, по причине большой дефицитности областного бюджета.
Учитывая масштабные реформы, проводимые и в области местного самоуправления, для исключения возникновения возможных конфликтов между исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в связи с разным уровнем профессиональной подготовки кадров, целесообразно законодательно закрепить обязательную профессиональную переподготовку лиц, впервые назначенных на руководящие должности в органах местного самоуправления. Однако решение данной задачи также потребует дополнительных финансовых ресурсов, что для областного бюджета довольно проблематично.
Риски заключаются также в возможном сопротивлении и противодействии со стороны государственных гражданских служащих по вопросу практического внедрения мотивации, ориентированной на результат. Эффективную систему мотивации, во-первых, необходимо разрабатывать при тесном взаимодействии с руководителями исполнительных органов государственной власти, во-вторых, в ее основу должна быть положена четкая и прозрачная система показателей, вытекающая из целей и задач исполнительных органов государственной власти, а также задач и функций каждой должности государственной гражданской службы и, в первую очередь, руководящих должностей.