Исходное состояние (второй уровень)
В целях совершенствования бюджетного процесса постановлением Администрации Читинской области был утвержден порядок ведения реестра расходных обязательств. Реестр расходных обязательств Читинской области ведется Комитетом по финансам Читинской области.
Расходные обязательства, не включенные в реестр расходных обязательств, не подлежат учету в составе бюджета обязательств при составлении среднесрочного финансового плана и формирования расходной части областного бюджета на очередной финансовый год. Таким образом, данные реестра расходных обязательств используются при определении в плановом периоде объема бюджета действующих обязательств и бюджета принимаемых обязательств.
Раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств предусматривает, что первоочередному включению в бюджет подлежат расходы на финансирование действующих расходных обязательств, отраженных в реестре расходных обязательств. Принятие новых расходных обязательств осуществляется лишь в объеме разницы между объемом действующих обязательств и бюджетными доходами и источниками финансирования дефицита бюджета на плановый период. Учитывая, что в основу бюджетных проектировок будет положена оценка потребности в предоставлении государственных услуг, необходима доработка порядка учета расходов с перечнем нормативных правовых актов, устанавливающих основания для предоставления услуг в соответствии с консолидированным перечнем государственных услуг.
Совершенствование действующего порядка формирования и ведения реестра расходных обязательств предполагает его увязку со среднесрочным финансовым планом через ряд новых документов, таких как ведомственные целевые программы и доклады о результатах деятельности.
Проведена инвентаризация расходных обязательств, предусматриваемых в бюджете расходов за последние три отчетных года и текущий финансовый год, с точки зрения наличия нормативного правового регулирования. Результаты отражены в аналитической записке.
План реформирования
Реализация данного мероприятия предполагает изменение существующих подходов к формированию реестра расходных обязательств, что требует разработки необходимой методической базы.
Для этого в рамках реализации первого этапа Программы реформирования (четвертый уровень) планируется:
усовершенствовать порядок ведения реестра расходных обязательств Читинской области, а также утвердить порядок представления реестров расходных обязательств муниципальных образований Читинской области;
разработать и утвердить формализованный порядок раздельного планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств, а также порядок расчета объемов расходов бюджета на реализацию соответствующих расходных обязательств;
публиковать в средствах массовой информации и (или) сети Интернет реестр расходных обязательств Читинской области и реестры расходных обязательств муниципальных образований.
В рамках реализации второго этапа Программы реформирования планируется сохранить достигнутый четвертый уровень.
Ожидаемый результат
Выполнение намеченных изменений позволит связать воедино финансовое планирование и планирование деятельности исполнительных органов государственной власти, а также повысить степень обоснованности расходов на предоставление бюджетных услуг с точки зрения обеспеченности нормативными правовыми актами Читинской области (муниципальных образований). Формирование и ведение реестра расходных обязательств Читинской области будет способствовать усилению контроля за результатами деятельности всех участников бюджетного процесса.
Раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств позволит избежать ситуации, когда в условиях невыполнения уже принятых обязательств принимаются новые обязательства, в результате чего нагрузка на бюджет существенно возрастает.
Публикация реестра расходных обязательств позволит реализовать принцип открытости сведений о расходных обязательствах Читинской области и объемах средств соответствующих бюджетов, необходимых для их исполнения.
В результате проведения реформы данного направления ожидается, что все соответствующие расходы консолидированного бюджета области будут регулироваться нормативными правовыми актами Читинской области (муниципальных образований).
Альтернативы
В качестве альтернативы предлагаемых изменений возможно формирование реестра расходных обязательств без учета нормативной правовой базы, устанавливающей основания для предоставления государственных услуг, и без увязки с ведомственными целевыми программами и докладами о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти. Данный вариант не обеспечит точности финансового планирования и, как следствие, может привести к недофинансированию государственных услуг, снижению результативности использования бюджетных средств.
Оценка рисков
Основные риски могут быть связаны с неготовностью ряда муниципальных образований вовремя сформировать реестры расходных обязательств в соответствии с утвержденным порядком их представления. Причиной этого может быть трудоемкая работа по инвентаризации действующего муниципального законодательства, а также необходимость внесения в него изменений.