Исходное состояние (нулевой уровень)
В настоящее время отраслевыми комитетами социальной сферы Читинской области осуществляется оценка потребности в предоставляемых бюджетных услугах. На сегодняшний день в учреждениях социальной сферы Читинской области отсутствует нормативная правовая база по определению четкого перечня государственных услуг, предоставляемых населению.
Вместе с тем исполнительными органами государственной власти проводится определенная работа по инвентаризации оказываемых государственных услуг.
Так, Комитетом культуры Читинской области подготовлен приказ об утверждении стандарта предоставления государственных услуг по организации библиотечного обслуживания населения государственными библиотеками Читинской области. Однако перечень предоставляемых услуг по данному направлению в настоящее время не утвержден.
Комитетом социального обеспечения Читинской области планируется разработка системы учета потребности предоставляемых бюджетных услуг по реализации мер социальной поддержки в денежной форме для включения в программу государственных гарантий на очередной финансовый год, которая будет основана на информации о численности льготополучателей и размере соответствующих выплат. На данном этапе перечень государственных услуг, предоставляемых учреждениями системы социального обеспечения, не разработан.
Комитет образования, науки и молодежной политики Читинской области разрабатывает примерный перечень услуг по следующим видам: частично по услугам дошкольного образования для группы населения, обладающего достаточными финансовыми средствами по оплате услуг в полном объеме за содержание ребенка в дошкольном учреждении; по услугам предоставления полного (среднего) образования в учреждениях вечернего (заочного) образования для групп граждан, достигших 18 лет, имеющих потребность в повышении своего образовательного уровня.
Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации о программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на очередной финансовый год Комитет здравоохранения Читинской области ежегодно проводит оценку потребности населения Читинской области в услугах здравоохранения по всем видам медицинской помощи с учетом заболеваемости, демографического состава населения, климатографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций. Результаты оценки используются при составлении на очередной финансовый год территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой постановлением Администрации Читинской области. Проводится анализ расчетной потребности в финансировании данной программы.
Комитетом по физической культуре и спорту Читинской области на данном этапе проводится работа по составлению перечня предоставляемых государственных услуг.
В настоящее время начата инвентаризация всех предоставляемых государственных услуг, в том числе в отраслях социальной сферы (образование, здравоохранение, социальная политика, культура, физическая культура и спорт).
План реформирования
Одним из направлений совершенствования системы управления региональными финансами является повышение результативности государственных расходов для обеспечения прав и законных интересов населения Читинской области. Повышение результативности государственных расходов должно способствовать повышению удовлетворенности граждан получаемыми государственными услугами. Реализация данной цели возможна при эффективном расходовании бюджетных средств через оценку полноты и качества их предоставления.
Прежде всего, необходимо продолжить инвентаризацию государственных услуг, оказываемых населению Читинской области. При этом необходимо утвердить консолидированный перечень государственных услуг, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении. Формирование, утверждение и реализация данного перечня государственных услуг должны быть увязаны со всеми этапами бюджетного процесса.
Одновременно планируется проведение работ по оценке уровня обеспеченности населения основными государственными услугами за последние три отчетных года на основании государственной и статистической отчетности.
Необходимо утверждение порядка мониторинга потребности в государственных услугах и порядка учета результатов мониторинга при формировании проекта областного бюджета.
Если в ходе мониторинга будет выявлено, что потребность в конкретном виде государственных услуг значительно ниже, чем существующие мощности государственных учреждений, то появится возможность принять обоснованное решение по уменьшению мощности данных учреждений, их сокращению или реорганизации. А это, в свою очередь, позволит сократить необоснованное и неэффективное расходование бюджетных средств.
И наоборот, в случае если потребность в конкретном виде государственной услуги будет гораздо выше, чем существующие мощности государственных учреждений, появится возможность принятия обоснованного решения об увеличении мощностей данных учреждений или разработке альтернативных вариантов удовлетворения потребности населения в данной услуге.
Для определения требуемого объема бюджетных ассигнований для финансового обеспечения потребности населения Читинской области в государственных услугах необходимо утверждение порядка осуществления стоимостной оценки данной потребности.
Поскольку конечным потребителем государственных услуг выступает население Читинской области, немаловажная роль будет отводиться средствам массовой информации и сети Интернет, с помощью которых планируется доводить до населения перечень услуг, размещать информацию об объемах их потребления, а также осуществлять обратную связь.
В рамках реализации первого этапа Программы реформирования (третий уровень) планируется выполнить следующие работы:
разработать и утвердить консолидированный перечень государственных услуг в увязке с реестром расходных обязательств и с показателями Программы социально-экономического развития Читинской области на 2006-2010 годы;
провести сравнительную оценку потребности в предоставляемых государственных услугах (отдельно по видам услуг, предоставляемым в области образования, здравоохранения, культуры и социальной политики, а также по субъектам бюджетного планирования) и фактически предоставленных государственных услугах за последние три отчетных года;
разработать и утвердить порядок мониторинга потребности в государственных услугах (раздельно по видам услуг, предоставляемым в области образования, здравоохранения, культуры и социальной политики, а также по субъектам бюджетного планирования), а также порядка осуществления стоимостной оценки данной потребности; (Абзац двенадцатый части "План реформирования" пункта 2.2.1 утратил силу на основании Закона Забайкальского края от 29 апреля 2009 года №165-ЗЗК)
разработать и утвердить порядок учета результатов мониторинга потребности в государственных услугах при формировании проекта бюджета. (Абзац тринадцатый части "План реформирования" пункта 2.2.1 утратил силу на основании Закона Забайкальского края от 29 апреля 2009 года № 165-ЗЗК)
В рамках реализации второго этапа Программы реформирования (четвертый уровень) планируется:
разработка и утверждение порядка мониторинга потребности в государственных услугах, а также порядка осуществления стоимостной оценки данной потребности; (Часть "План реформирования" пункта 2.2.1 дополнена абзацем пятнадцатым на основании Закона Забайкальского края от 29 апреля 2009 года № 165-ЗЗК)
разработка и утверждение порядка учета результатов мониторинга потребности в государственных услугах при формировании проекта бюджета; (Часть "План реформирования" пункта 2.2.1 дополнена абзацем шестнадцатым на основании Закона Забайкальского края от 29 апреля 2009 года № 165-ЗЗК)
учет результатов мониторинга потребности в государственных услугах в пилотной отрасли (социальное обслуживание населения) при формировании проекта бюджета;
публикация в средствах массовой информации и (или) сети Интернет результатов оценки потребности в предоставлении государственных услуг и фактически произведенных (запланированных) расходов.
Ожидаемый результат