Недействующий

Об областной целевой программе "Реформирование региональных финансов Читинской области (2008-2010 годы)". Утратил силу с 01 января 2010 года

               
          2.1.1. Расширение состава государственных услуг,
               предоставление которых осуществляется автономными
               учреждениями и (или) частными компаниями


Исходное состояние (первый уровень)

На момент принятия Программы реформирования Администрацией Читинской области начата работа по оценке возможности перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих государственные услуги, в форму негосударственных организаций. Большинство бюджетных организаций и учреждений оказывают социально значимые услуги, и их перевод в иную форму в ближайшее время не прогнозируется. Это связано с тем, что на данный момент отсутствуют альтернативные источники предоставления данных услуг. Перевод учреждений в форму негосударственных организаций и отказ от государственной поддержки приведет к удорожанию социальных услуг и, следовательно, к снижению уровня жизни граждан.

Основными причинами, препятствующими переводу бюджетных учреждений в форму негосударственных организаций, на сегодняшний день являются отсутствие в Читинской области законодательной базы для подобного перевода, а также незначительные доходы от предпринимательской деятельности. В общем объеме бюджетного финансирования в плановых показателях областного бюджета эти доходы составляют не более 9-10 процентов.

В области образования на данный момент не выявлены подведомственные учреждения, которые целесообразно перевести в форму негосударственных организаций, в связи со значительными расходами на содержание учебно-материальной базы сельских школ, а также превышением норматива затрат на одного ученика, что связано с большим количеством малокомплектных школ в сельских районах области, низким качеством внутрирайонной дорожной сети.

Анализ работы подведомственных учреждений культуры также не позволяет в настоящее время определить учреждения, перевод которых в форму негосударственных организаций будет целесообразен. Основными причинами являются слабая материально-техническая база учреждений и низкий процент доходов от предпринимательской деятельности. Кроме того, на данном этапе перевод учреждений повлечет за собой удорожание оказываемых платных услуг.

Возможность перевода подведомственных учреждений Комитета физической культуры и спорта Читинской области в негосударственные организации также пока не рассматривается.

В Читинской области в настоящее время не существует эффективного системного инструментария для оценки возможности и целесообразности перевода бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в негосударственную форму, увязанного с оценкой значимости переводимых учреждений с точки зрения вклада в решение задач Программы социально-экономического развития Читинской области на 2006-2010 годы. Необходима комплексная методика оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений, которая позволит в будущем на основании определенных групп показателей принимать управленческие решения относительно дальнейшей судьбы бюджетных учреждений. Эти показатели будут включать в себя не только финансовые показатели деятельности бюджетных учреждений, но и учитывать степень достижения поставленных перед учреждениями результатов, а также выполнение требований стандартов качества государственных услуг.

Проведенный анализ показал, что наиболее приемлемой формой перевода бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги, в иные формы является автономное учреждение.

В рамках пилотного проекта готовится предложение по переводу одного или нескольких учреждений, подведомственных Комитету социального обеспечения Читинской области, в форму автономных учреждений. Комитетом социального обеспечения Читинской области внесены предложения по корректировке мероприятий Программы социально-экономического развития Читинской области на 2006-2010 годы, а также дополнения в план действий Администрации Читинской области на 2008 год в части разработки соответствующей нормативной правовой базы.

Положительный опыт перевода бюджетных учреждений в форму автономных в последующем будет распространен на другие отрасли социальной сферы.

Оценка возможности перевода бюджетных учреждений в форму автономных, финансирования государственных услуг, предоставляемых частными компаниями, за последние три отчетных года и текущий финансовый год отражена в аналитической записке.

План реформирования

В ходе реализации данного мероприятия основное внимание необходимо уделить экономии расходов на выполнение социальных государственных услуг при повышении качества их предоставления за счет использования диверсифицированной инфраструктуры предоставления бюджетных услуг и более гибкой финансовой и производственной политики, реализуемой автономными учреждениями. Планируется продолжить работу по проведению оценки возможности перевода бюджетных учреждений в форму автономных учреждений. Федеральный закон "Об автономных учреждениях" определяет правовое положение автономных учреждений, порядок их создания. Следует отметить, что перевод бюджетных учреждений, предоставляющих государственные услуги, в форму автономных учреждений может начаться только после законодательного утверждения финансовых нормативов и стандартов качества предоставления услуг.

(Абзац второй  части "План реформирования" пункта 2.1.1 с изменениями, внесенными Законом Забайкальского края от 29 апреля 2009 года № 165-ЗЗК )   

В рамках реализации второго этапа Программы реформирования (четвертый уровень) планируется:

разработка и утверждение порядка и плана перевода бюджетных учреждений в форму автономных учреждений, определение требований к объему и качеству государственных услуг, предоставляемых автономными учреждениями;

разработка и утверждение перечня основных государственных услуг (в области образования, здравоохранения, культуры и социальной политики), предоставление которых может осуществляться автономными учреждениями.

(Абзац пятый  части "План реформирования" пункта 2.1.1 с изменением, внесенным Законом Забайкальского края от 29 апреля 2009 года № 165-ЗЗК )    

Кроме того, планируется:

разработать и внести на утверждение в установленном порядке правовой акт о порядке определения объема и предоставления субсидий автономным учреждениям из бюджета Читинской области;

с учетом высокой социальной значимости преобразований, непосредственно затрагивающих интересы граждан, в целях максимально открытого их проведения публикация в средствах массовой информации и (или) сети Интернет планируемых и фактических результатов перевода бюджетных учреждений в форму автономных учреждений, предоставляющих государственные услуги.

Ожидаемый эффект

Прямым результатом внедрения автономных учреждений в систему оказания государственных услуг, одновременно с созданием условий их эффективного функционирования, является отсутствие дополнительных расходов у исполнительных органов государственной власти, связанных с необходимостью подробной регламентации и последующего контроля за деятельностью подведомственных бюджетных учреждений.

В связи с возникновением конкуренции между организациями, оказывающими услуги одного вида, ожидается улучшение качества предоставляемых государственных услуг.

Альтернативы

Альтернативным решением является сохранение ряда учреждений и организаций, предоставляющих государственные услуги, на бюджетном финансировании. Это позволит провести сравнительный анализ результативности деятельности организаций одной направленности, но различных форм.

Возможным вариантом также является изменение количества переводимых учреждений с уточнением критериев их отбора для перевода.

Оценка рисков