Недействующий

Об областной целевой программе "Реформирование региональных финансов Читинской области (2008-2010 годы)". Утратил силу с 01 января 2010 года

               
          2.7.3. Снижение и ликвидация просроченной  кредиторской задолженности бюджетов

Исходное состояние (первый уровень)

За период с 2004 по 2007 год просроченная кредиторская задолженность по областному бюджету составляла в среднем 64,2 млн. рублей.

Показатели

По состоянию

на 1 января 2005 года

на 1 января 2006 года

на 1 января 2007 года

на 1 июля
2007 года

Кредиторская задолженность, млн. рублей

62,9

81,3

48,4

81,8

Прирост (убыль) кредиторской задолженности, млн. рублей

-

+18,4

-32,9

+33,4

Как видно из представленных данных, просроченная кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2007 года составляла 48,4 млн. рублей (без учета долговых обязательств).

На начало текущего года остались невыполненными обязательства перед поставщиками за поставленное оборудование в сумме 3,1 млн. рублей, за материальные запасы - 4,2 млн. рублей, по оплате транспортных услуг - 2,1 млн. рублей, за приобретение имущества и пользование им - 31,2 млн. рублей, по оплате услуг связи - 0,2 млн. рублей, по оплате коммунальных услуг - 3,0 млн. рублей и др.

Основными причинами возникновения просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2007 года являются:

недостаточность финансирования в связи с дефицитностью областного бюджета;

необходимость изыскать и обеспечить в первоочередном порядке за счет собственных средств финансирование расходов, связанных с повышением размеров оплаты труда работникам бюджетной сферы в соответствии с федеральным и региональным законодательством;

выделение средств на софинансирование национальных проектов, необходимость в которых возникла в процессе исполнения бюджета;

отвлечение средств областного бюджета на выдачу кредитов бюджетам муниципальных образований на покрытие временных кассовых разрывов;

несвоевременное исполнение обязательств местными бюджетами по погашению привлеченных ранее из областного бюджета кредитов;

увеличение тарифов на коммунальные услуги в течение финансового года.

Ежегодно Администрацией Читинской области принимаются меры по сокращению кредиторской задолженности. Главными распорядителями кредитов, Комитетом по финансам Читинской области проводится ежемесячный мониторинг в рамках представленной финансовой отчетности в разрезе экономических статей бюджетной классификации, анализируются причины возникновения и изменения задолженности по сравнению с предыдущим периодом и началом года. Ежегодно законом Читинской области об областном бюджете принимаются нормы, не позволяющие допускать принятие главными распорядителями и получателями бюджетных средств на себя обязательств, не обеспеченных лимитами бюджетных ассигнований.

В целях недопущения дальнейшего роста несанкционированной кредиторской задолженности областного бюджета и обеспечения ее сокращения Законом Читинской области "Об областном бюджете на 2006 год" была предусмотрена статья, согласно которой не подлежат оплате в 2006 году обязательства Читинской области, принятые областными государственными учреждениями и органами государственной власти Читинской области, сведения по которым не включены в установленном Администрацией Читинской области порядке в реестр государственных контрактов. Аналогичная статья имеется и в Законе Читинской области "Об областном бюджете на 2007 год".

Комитет по финансам Читинской области при внесении сведений в реестр заключенных государственных контрактов производит учет обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета, что не позволяет получателям бюджетных средств принимать на себя обязательства, не обеспеченные финансированием.

Однако в настоящее время из-за несовершенства законодательства отсутствует возможность применения мер принуждения к распорядителям и получателям бюджетных средств, допустившим образование несанкционированной кредиторской задолженности.

В целях недопущения кредиторской задолженности по коммунальным услугам уполномоченными исполнительными органами государственной власти установлен постоянный контроль за потреблением тепловой и электрической энергии в пределах установленных лимитов, требование обеспечения в обязательном порядке заключения договоров с поставщиками тепловой и электрической энергии, контроль за своевременной оплатой коммунальных услуг в пределах утвержденных лимитов бюджетных назначений и лимитов потребления. В текущем году был проведен семинар с ответственными за потребление тепло- и энергоресурсов по вопросам экономии потребления ресурсов.

Снижена кредиторская задолженность, сложившаяся по состоянию на 1 января 2007 года, налажен учет исполненных и исполненных частично бюджетных обязательств в разрезе получателей бюджетных средств и конкретных бюджетных обязательств.

Проведена работа по инвентаризации кредиторской задолженности, в том числе государственных унитарных  предприятий, и анализ факторов ее возникновения за три последних отчетных года и текущий финансовый год. По данным инвентаризации подготовлена аналитическая записка.

План реформирования

Целью данного мероприятия является повышение платежеспособности Читинской области, снижение рисков возникновения дополнительных финансовых обязательств, улучшение состава обязательств и улучшение кредитного рейтинга Читинской области за счет создания системы мониторинга и управления кредиторской задолженностью.

В рамках реализации первого этапа Программы реформирования (третий уровень) предполагается:

разработать и утвердить план мер по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности, ее переоформлению в форму иных обязательств;

разработать и утвердить правовой акт, запрещающий  принятие бюджетными учреждениями и государственными унитарными предприятиями обязательств, не покрываемых источниками финансирования;

разработать и утвердить порядок ведения реестра учета просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений;

утвердить процедуру мониторинга кредиторской задолженности бюджета, бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий, а также оперативной отчетности о состоянии, видах кредиторской задолженности и основных кредиторах.

В рамках реализации второго этапа Программы реформирования (четвертый уровень) в средствах массовой информации и (или) в сети Интернет планируется размещение информации о состоянии кредиторской задолженности, в том числе просроченной.

Ожидаемый эффект