Исходное состояние (первый уровень)
За период с 2004 по 2007 год просроченная кредиторская задолженность по областному бюджету составляла в среднем 64,2 млн. рублей.
Показатели | По состоянию | ||||||
на 1 января 2005 года | на 1 января 2006 года | на 1 января 2007 года | на 1 июля | ||||
Кредиторская задолженность, млн. рублей | 62,9 | 81,3 | 48,4 | 81,8 | |||
Прирост (убыль) кредиторской задолженности, млн. рублей | - | +18,4 | -32,9 | +33,4 |
Как видно из представленных данных, просроченная кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2007 года составляла 48,4 млн. рублей (без учета долговых обязательств).
На начало текущего года остались невыполненными обязательства перед поставщиками за поставленное оборудование в сумме 3,1 млн. рублей, за материальные запасы - 4,2 млн. рублей, по оплате транспортных услуг - 2,1 млн. рублей, за приобретение имущества и пользование им - 31,2 млн. рублей, по оплате услуг связи - 0,2 млн. рублей, по оплате коммунальных услуг - 3,0 млн. рублей и др.
Основными причинами возникновения просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2007 года являются:
недостаточность финансирования в связи с дефицитностью областного бюджета;
необходимость изыскать и обеспечить в первоочередном порядке за счет собственных средств финансирование расходов, связанных с повышением размеров оплаты труда работникам бюджетной сферы в соответствии с федеральным и региональным законодательством;
выделение средств на софинансирование национальных проектов, необходимость в которых возникла в процессе исполнения бюджета;
отвлечение средств областного бюджета на выдачу кредитов бюджетам муниципальных образований на покрытие временных кассовых разрывов;
несвоевременное исполнение обязательств местными бюджетами по погашению привлеченных ранее из областного бюджета кредитов;
увеличение тарифов на коммунальные услуги в течение финансового года.
Ежегодно Администрацией Читинской области принимаются меры по сокращению кредиторской задолженности. Главными распорядителями кредитов, Комитетом по финансам Читинской области проводится ежемесячный мониторинг в рамках представленной финансовой отчетности в разрезе экономических статей бюджетной классификации, анализируются причины возникновения и изменения задолженности по сравнению с предыдущим периодом и началом года. Ежегодно законом Читинской области об областном бюджете принимаются нормы, не позволяющие допускать принятие главными распорядителями и получателями бюджетных средств на себя обязательств, не обеспеченных лимитами бюджетных ассигнований.
В целях недопущения дальнейшего роста несанкционированной кредиторской задолженности областного бюджета и обеспечения ее сокращения Законом Читинской области "Об областном бюджете на 2006 год" была предусмотрена статья, согласно которой не подлежат оплате в 2006 году обязательства Читинской области, принятые областными государственными учреждениями и органами государственной власти Читинской области, сведения по которым не включены в установленном Администрацией Читинской области порядке в реестр государственных контрактов. Аналогичная статья имеется и в Законе Читинской области "Об областном бюджете на 2007 год".
Комитет по финансам Читинской области при внесении сведений в реестр заключенных государственных контрактов производит учет обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета, что не позволяет получателям бюджетных средств принимать на себя обязательства, не обеспеченные финансированием.
Однако в настоящее время из-за несовершенства законодательства отсутствует возможность применения мер принуждения к распорядителям и получателям бюджетных средств, допустившим образование несанкционированной кредиторской задолженности.
В целях недопущения кредиторской задолженности по коммунальным услугам уполномоченными исполнительными органами государственной власти установлен постоянный контроль за потреблением тепловой и электрической энергии в пределах установленных лимитов, требование обеспечения в обязательном порядке заключения договоров с поставщиками тепловой и электрической энергии, контроль за своевременной оплатой коммунальных услуг в пределах утвержденных лимитов бюджетных назначений и лимитов потребления. В текущем году был проведен семинар с ответственными за потребление тепло- и энергоресурсов по вопросам экономии потребления ресурсов.
Снижена кредиторская задолженность, сложившаяся по состоянию на 1 января 2007 года, налажен учет исполненных и исполненных частично бюджетных обязательств в разрезе получателей бюджетных средств и конкретных бюджетных обязательств.
Проведена работа по инвентаризации кредиторской задолженности, в том числе государственных унитарных предприятий, и анализ факторов ее возникновения за три последних отчетных года и текущий финансовый год. По данным инвентаризации подготовлена аналитическая записка.
План реформирования
Целью данного мероприятия является повышение платежеспособности Читинской области, снижение рисков возникновения дополнительных финансовых обязательств, улучшение состава обязательств и улучшение кредитного рейтинга Читинской области за счет создания системы мониторинга и управления кредиторской задолженностью.
В рамках реализации первого этапа Программы реформирования (третий уровень) предполагается:
разработать и утвердить план мер по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности, ее переоформлению в форму иных обязательств;
разработать и утвердить правовой акт, запрещающий принятие бюджетными учреждениями и государственными унитарными предприятиями обязательств, не покрываемых источниками финансирования;
разработать и утвердить порядок ведения реестра учета просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений;
утвердить процедуру мониторинга кредиторской задолженности бюджета, бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий, а также оперативной отчетности о состоянии, видах кредиторской задолженности и основных кредиторах.
В рамках реализации второго этапа Программы реформирования (четвертый уровень) в средствах массовой информации и (или) в сети Интернет планируется размещение информации о состоянии кредиторской задолженности, в том числе просроченной.
Ожидаемый эффект