Исходное состояние (первый уровень)
В российском законодательстве нет четко определенных стандартов качества государственных услуг. Это приводит к тому, что каждая отрасль вынуждена самостоятельно вырабатывать механизмы оценки качества предоставляемых услуг.
В настоящее время в Читинской области отсутствуют нормативные документы, однозначно и полно определяющие стандарты качества предоставления бюджетных услуг.
Вместе с тем отраслевыми комитетами социальной сферы проводится работа по определению параметров качества государственных услуг.
Так, приказами Комитета здравоохранения Читинской области "О дальнейшем совершенствовании качества медицинской помощи населению Читинской области", "О дальнейшем совершенствовании системы управления здравоохранения области и формировании единого информационного пространства" и "О дальнейшем совершенствовании оценки эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений области" были утверждены стандарты объема медицинской помощи и критерии качества по 5 направлениям: педиатрии, хирургии, терапии, акушерству и гинекологии, травматологии. Предпринята попытка оценить деятельность лечебно-профилактических учреждений через разработанные коэффициенты определения результативности их деятельности.
В 2006 году издан приказ Комитета здравоохранения Читинской области "О работе с дефектами в лечебно-профилактических учреждениях области в системе управлении качеством медицинской помощи", которым утверждена методика проведения учета и анализа дефектов оказания медицинской помощи. Принятие данного приказа было связано с необходимостью создания действенного механизма постоянного, эффективного и оперативного контроля за оказанием качественной медицинской помощи. Практически во всех крупных лечебно-профилактических учреждениях созданы на функциональной основе отделы по контролю качества.
Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" были установлены полномочия органов государственной власти по разработке региональных стандартов медицинской помощи и осуществлению контроля качества медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях независимо от ведомственной принадлежности. Во исполнение названного Федерального закона Комитетом здравоохранения Читинской области ежегодно разрабатывается и на 2008 год разработан проект Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, который в настоящее время находится на согласовании в Администрации Читинской области.
В соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации по стандартизации и утвержденными на федеральном уровне протоколами ведения больных лечебно-профилактические учреждения Читинской области приступили к разработке региональных стандартов протоколов ведения больных с учетом поэтапности оказания медицинской помощи. Разработаны и утверждены протоколы ведения больных в психиатрических стационарах, государственных учреждениях здравоохранения: "Областной кожно-венерический диспансер", "Читинский областной онкологический диспансер", "Областной противотуберкулезный диспансер", "Читинский областной медицинский диагностический центр", "Областное бюро судмедэкспертизы", некоторых отделениях и поликлинике государственного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница", что позволит в дальнейшем определить степень выполнения показателя непосредственных результатов. Это направление работы будет совершенствоваться исходя из накопленного опыта.
Комитетом образования, науки и молодежной политики Читинской области разработаны проекты стандартов предоставления государственных услуг по лицензированию образовательных учреждений и организаций, ведущих образовательную деятельность, и по государственной аккредитации образовательных учреждений. В настоящее время проекты находятся на согласовании в Администрации Читинской области.
На данный момент проведена инвентаризация действующего законодательства с точки зрения наличия стандартов качества предоставления государственных услуг за последние три отчетных года и текущий финансовый год. Выводы отражены в аналитической записке.
План реформирования
Стандарты качества предоставления государственных услуг разрабатываются с той целью, чтобы население Читинской области четко представляло, на получение каких государственных услуг оно может рассчитывать, какого качества, в какие сроки и в каком объеме эти услуги должны быть предоставлены.
На основании проведенного анализа действующего законодательства и сформулированного перечня государственных услуг необходимо разработать и утвердить стандарты качества предоставляемых государственных услуг, а также порядок оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг утвержденным стандартам.
В рамках реализации данного мероприятия особое место будет отведено средствам массовой информации и сети Интернет, с помощью которых планируется разместить всю информацию о стандартах качества и результатах деятельности бюджетных учреждений, что позволит населению получить информацию о принятых стандартах и давать свою оценку предоставленным государственным услугам.
Для предоставления государственных услуг надлежащего качества необходимо увязать результаты оценки востребованности государственных услуг и стандарты качества с оценкой ресурсного обеспечения (в натуральном и денежном выражении). В этой связи предстоит объемная работа, связанная с определением количества потенциальных и фактических получателей государственных услуг, себестоимости государственной услуги.
Количество потенциальных получателей позволит более точно определить потребность в государственной услуге на плановые периоды, более точно спланировать деятельность бюджетных учреждений и объем расходов бюджета области в целом. При расчете количества фактических получателей государственной услуги должны учитываться пропускная способность поставщиков государственных услуг, количество населения, проживающего на территории, обслуживаемой поставщиками государственных услуг.
Необходимо также определить себестоимость государственных услуг и выявить факторы, влияющие на ее величину в зависимости от места предоставления. Стоимостная оценка натуральных показателей обеспечит переход от показателей востребованности государственных услуг к объемам финансирования из областного бюджета на предстоящий год и среднесрочную перспективу.
В рамках реализации второго этапа Программы реформирования (четвертый уровень) с учетом подготовленных материалов планируется:
разработать и утвердить стандарты качества предоставления государственных услуг (в области образования, здравоохранения, культуры и социальной политики);
разработать и утвердить порядок оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг утвержденным стандартам, в том числе в рамках сбора соответствующей информации от потребителей государственных услуг;
публиковать в средствах массовой информации и (или) сети Интернет на периодической основе утвержденные стандарты предоставления государственных услуг, в том числе в разрезе поставщиков государственных услуг, и информацию о фактах несоответствия результатов их деятельности утвержденным стандартам.
Ожидаемый эффект
Созданная система требований к качеству государственных услуг будет положена в основу оценки результативности расходов областного бюджета и эффективности деятельности бюджетных учреждений, степени выполнения исполнительными органами государственной власти ведомственных целевых программ с учетом основных направлений Программы социально-экономического развития Читинской области на 2006-2010 годы. Информация будет доступной для граждан и потребителей услуг через средства массовой информации с необходимой периодичностью.
Публикация утвержденных стандартов качества государственных услуг обеспечит контроль качества услуг со стороны непосредственных получателей, что позволит вовремя выявлять существующие проблемы и решать их наиболее оптимальным для бюджета Читинской области способом, в том числе с помощью реструктуризации бюджетной сети, внедрения конкуренции между учреждениями за предоставление государственных услуг.
Не менее важным представляется и информированность исполнительных органов государственной власти о соблюдении требований к качеству государственных услуг.
Альтернативы
Альтернативой для разработки региональных стандартов качества предоставления государственных услуг могут стать общероссийские стандарты качества предоставления государственных услуг, принятые на федеральном уровне, а также отраслевые требования к предоставлению государственных услуг. В этом случае услуги будут предоставляться в соответствии с существующими подходами к качеству, что не позволит полноценно определить степень удовлетворенности населения качеством бюджетных услуг и осуществить финансирование государственных услуг исходя из требований стандартов качества.
Оценка рисков