Наименование показателей | 2004 год | 2005 год | 2006 год | I полугодие 2007 года |
Объем доходов бюджета Читинской области без учета безвозмездных поступлений, тыс. рублей | 4286920,0 | 6250029,9 | 8495205,2 | 4934915,6 |
Объем выданных государственных гарантий Читинской области, тыс. рублей | 82000,0 | 71437,8 | 34300,0 | 5000,0 |
Отношение объема предоставляемых государственных гарантий к объему доходов бюджета Читинской области без учета безвозмездных поступлений, % | 1,9 | 1,1 | 0,4 | 0,1 |
Существующая система оценки целесообразности предоставления государственных гарантий и отбора претендентов на их получение не содержит ряда существенных механизмов, таких как оценка долгосрочных последствий от реализации инвестиционных проектов помимо оценки непосредственного эффекта в форме бюджетной и социальной эффективности на основании вышеизложенных критериев, а также оценка необходимости реализации инвестиционных проектов с учетом их влияния на решение задач, зафиксированных в Программе социально-экономического развития Читинской области на 2006-2010 годы.
Государственные гарантии муниципальным образованиям Читинской области предоставляются для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами и оформляются соответствующим договором. За анализируемый период муниципальные образования по вопросу получения государственных гарантий Читинской области не обращались, так как имеется практика предоставления из областного бюджета бюджетам муниципальных образований бюджетных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в процессе исполнения бюджетов.
Государственные гарантии Читинской области должны стать инструментом формирования соответствующего экономического климата в Читинской области и содействовать достижению задач социально-экономического развития области через поддержку приоритетных инвестиционных проектов.
План реформирования
Существующие механизмы предоставления государственных гарантий Читинской области хотя и доказали свою жизнеспособность, но все же требуют некоторых уточнений.
В рамках реализации первого этапа Программы реформирования планируется выполнение следующих работ:
разработка и принятие нормативного правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти о порядке предоставления государственных гарантий Читинской области;
разработка и принятие правового акта исполнительного органа государственной власти о порядке проведения анализа финансового состояния принципала в целях предоставления государственной гарантии Читинской области.
В рамках реализации второго этапа Программы реформирования планируется публиковать в средствах массовой информации и (или) сети Интернет материалы по объявляемым конкурсам на получение гарантий и результатам их проведения.
По итогам второго этапа планируется обеспечить полное соответствие установленной процедуре всех выданных гарантий в последнем отчетном году.
Ожидаемый эффект
В результате реализации намеченных преобразований будет сформирована четкая и прозрачная система принятия решений о предоставлении государственных гарантий Читинской области, направленная на создание благоприятного экономического климата путем стимулирования реализации приоритетных инвестиционных проектов, с одной стороны, и необходимая нормативная правовая база для среднесрочного финансового планирования, с другой.
Альтернативы
Альтернативой предлагаемым изменениям является предоставление государственных гарантий без привязки к приоритетным направлениям Программы социально-экономического развития на 2006-2010 годы.
В случае отсутствия ведомственных целевых программ отраслевых исполнительных органов государственной власти, которые направлены на достижение целей и задач Программы социально-экономического развития на 2006-2010 годы, будет затруднительно оценить целесообразность проектов, предложенных претендентами, поскольку невозможно будет определить, на решение каких приоритетных проблем они направлены. Это приведет к отсутствию последовательной политики в предоставлении государственных гарантий за счет средств бюджета Читинской области.
Оценка рисков
Риски реализации данного мероприятия можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние риски связаны с возможным падением привлекательности Читинской области для потенциальных инвесторов в связи с внесением изменений в нормативное правовое регулирование предоставления государственных гарантий.
Внутренние риски напрямую вытекают из внешних и связаны с возможным сопротивлением изменениям со стороны исполнительных органов государственной власти, отвечающих за реализацию инвестиционной политики на территории Читинской области и развитие Читинской области, поскольку снижение инвестиционной привлекательности может негативно повлиять на достижение стратегических целей и задач развития Читинской области.