Исходное состояние (первый уровень)
В соответствии с проводимой политикой реформирования жилищно-коммунального комплекса, нацеленной на переход к полному возмещению гражданами экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг и оказание адресной поддержки наименее обеспеченным слоям населения, в Читинской области также осуществляется планомерная и целенаправленная работа в данном направлении. Анализ устанавливаемого уровня возмещения населением затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг показал его постепенный рост за последние годы с 70,1 процента (2004 год) до 76,2 процента (2006 год); на 1 июля 2007 года данный показатель составил 82,4 процента. Фактический уровень возмещения населением затрат за предоставленные жилищно-коммунальные услуги с 2004 года по 2006 год включительно увеличился с 47,9 процента до 75,4 процента. По статистическим данным, по состоянию на 1 июля 2007 года этот показатель составил 72,5 процента.
Сложившийся показатель установленного и фактического уровня возмещения населением затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг связан со следующими обстоятельствами. Часть населения Читинской области проживает в населенных пунктах с автономным энергоснабжением (электроэнергия вырабатывается дизельными электростанциями), где экономически обоснованный тариф 1 кВтч колеблется от 11,44 до 37,78 рубля. Региональной службой по тарифам Читинской области в связи с тем, что в сельской местности недостаточно высок уровень благосостояния населения, тариф на электроэнергию для населения установлен в размере от 1,02 до 1,66 рубля за 1 кВтч. Компенсация убытков осуществляется за счет бюджета Читинской области в соответствии с Порядком предоставления субвенций из областного бюджета организациям, снабжающим электрической энергией население, проживающее в населенных пунктах, не обеспеченных централизованным электроснабжением, утвержденным постановлением Администрации Читинской области от 22 января 2007 года № 07-А/п.
В Читинской области применяется понижающий коэффициент 0,7 к тарифу на электроэнергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах. На население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами, действие данного понижающего коэффициента не распространяется. Финансирование возникающей разницы осуществляется за счет применения механизма перекрестного субсидирования за счет прочих групп потребителей. В связи с этим уровень возмещения населением затрат по электроэнергии составляет 61,1 процента.
Ежегодно на основе методики установления стандарта по оплате жилья и коммунальных услуг, разработанной в Читинской области, устанавливается региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг. В области проводится мониторинг фактических затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг, состояния дебиторской и кредиторской задолженности в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, объемов финансирования данной отрасли.
Все тарифы на коммунальные услуги проходят обязательную экспертизу в Региональной службе по тарифам Читинской области.
Повышение уровня платежей населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги сопровождается увеличением объема бюджетной помощи наименее обеспеченным слоям населения.
С 2006 года предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется в соответствии с региональными стандартами нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, установленными постановлением Администрации Читинской области "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг". Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов для выплаты гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утвержден постановлением Администрации Читинской от 11 апреля 2006 года № 99-А/п.
С 1 января 2007 года субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг перечисляются на персонифицированные счета граждан. С 1 января 2008 года предусматривается монетизация мер социальной поддержки (льгот) по предоставлению жилищно-коммунальных услуг. Объем субвенций, направляемых в муниципальные образования Читинской области на эти цели, утверждается в законе о бюджете Читинской области на очередной финансовый год.
В настоящее время проведена оценка бюджетных расходов на финансирование жилищно-коммунального хозяйства и расходов на обеспечение мер социальной поддержки населения, в том числе из местных бюджетов, и нормативных правовых актов, регулирующих данные расходные обязательства бюджета. Результаты отражены в аналитической записке.
План реформирования
Основные цели, которые надо решить в рамках Программы реформирования, следующие:
повышение эффективности бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства;
перевод значительной части бюджетных дотаций, направляемых производителям жилищно-коммунальных услуг, в бюджетные субсидии потребителям, что позволит повысить адресность социальной поддержки;
стимулирование муниципальных образований к снижению издержек на производство жилищно-коммунальных услуг и реформирование этой отрасли в целом.
Для этого в рамках реализации первого этапа Программы реформирования (третий уровень) необходимо:
разработать и утвердить порядок учета граждан с целью определения их права на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг с учетом имущественных прав соответствующих лиц;
разработать и утвердить нормативный правовой акт соответствующего исполнительного органа государственной власти Читинской области о запрете на перекрестное субсидирование в рамках предоставляемых коммунальных услуг различным категориям потребителей; (Абзац седьмой части "План реформирования" пункта 2.4.1 подраздела 2.4 утратил силу с 17 мая 2009 года на основании Закона Забайкальского края от 29 апреля 2009 года № 165-ЗЗК)
посредством принятия соответствующего порядка организовать систему мониторинга муниципальных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и обеспечить доступность данной информации для всех заинтересованных лиц, что позволит создать базу для осуществления контроля и своевременного принятия на уровне исполнительных органов государственной власти необходимых решений. (Абзац восьмой части "План реформирования" пункта 2.4.1 подраздела 2.4 утратил силу с 17 мая 2009 года на основании Закона Забайкальского края от 29 апреля 2009 года № 165-ЗЗК)
В рамках реализации второго этапа Программы реформирования (четвертый уровень) планируется регулярно публиковать в средствах массовой информации и (или) сети Интернет установленный и фактический уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги по каждому муниципальному образованию, планируемые величины тарифов на все жилищно-коммунальные услуги на среднесрочную перспективу в целях повышения открытости и гласности проводимой государственными органами в данном направлении работы и привлечения населения области к решению проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве, формирования сознательного отношения граждан к необходимости в полном объеме оплачивать услуги, предоставляемые им жилищно-коммунальными организациями.
Планируется также расширить число публикаций, касающихся реформы жилищно-коммунальной сферы, чтобы своевременно информировать население о различных мероприятиях, планируемых в области, об изменениях тарифов на услуги, предоставляемые организациями в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и т.д.
Необходимо разработать и утвердить нормативный правовой акт о запрете на перекрестное субсидирование в рамках предоставляемых коммунальных услуг различным категориям потребителей; посредством принятия соответствующего порядка организовать систему мониторинга муниципальных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и обеспечить доступность данной информации для всех заинтересованных лиц, что позволит создать базу для осуществления контроля и своевременного принятия на уровне исполнительных органов государственной власти необходимых решений. (Часть "План реформирования" пункта 2.4.1 подраздела 2.4 дополнена абзацем одиннадцатым на основании Закона Забайкальского края от 29 апреля 2009 года № 165-ЗЗК)
Ожидаемый эффект
Установление среднего по Читинской области фактического уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги на уровне не менее 90-92 процентов.
Альтернативы
Альтернативой рассматриваемому мероприятию является сохранение действующей системы, что является нецелесообразным в рамках перехода на бюджетирование, ориентированное на результат.
Оценка рисков
Основной риск связан с уровнем платежеспособности населения области. По статистике рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги сопровождается одновременным ростом числа неплательщиков.