Исходное состояние (второй уровень)
Основополагающее направление работы органов государственной власти Читинской области по обеспечению проведения реформы местного самоуправления - формирование территориальной основы местного самоуправления.
В Читинской области к назначенному сроку произведено разграничение и наделение статусом муниципальных образований, общее число которых достигло 376 единиц, из них 4 городских округа, 28 муниципальных районов, 41 городские поселение и 303 сельских поселения.
Закон Читинской области от 19 октября 2005 года № 725-ЗЧО "О межбюджетных отношениях в Читинской области" урегулировал отношения между органами государственной власти Читинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав Читинской области, а также между органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления поселений области по вопросам межбюджетных отношений.
Механизм "отрицательных" трансфертов на территории Читинской области не применяется.
В соответствии с бюджетным законодательством вышеуказанным Законом установлены единые для всех муниципальных районов, городских округов и поселений нормативы отчислений от налогов и сборов, подлежащих зачислению в местные бюджеты. Определены формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Читинской области. Законом также определен переходный период с 1 января 2006 года до 31 декабря 2008 года. Для расчета структуры репрезентативной системы расходов бюджетов муниципальных районов (городских округов) вместо фактических данных используются расчетные данные по отчетному году. Вместе с тем установлено, что при отсутствии данных по любому из коэффициентов удорожания единицы бюджетных услуг, используемых для расчета индекса бюджетных расходов муниципальных районов (городских округов) и поселений в соответствии с методиками расчета дотаций из Областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и расчета дотаций из районных фондов финансовой поддержки поселений, его значение устанавливается равным 1.
Межбюджетные отношения с органами местного самоуправления предусматривают наделение органов местного самоуправления полномочиями по расчету и предоставлению дотаций поселениям с предоставлением им права осуществлять выравнивание бюджетной обеспеченности поселений самостоятельно. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в части, касающейся предоставления дотаций поселениям, находящимся на территории муниципальных районов, в составе областного бюджета не предусматриваются.
При этом дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, подлежащие перечислению в бюджеты поселений, входящих в состав территории муниципальных районов, включаются в состав Областного фонда компенсаций и распределяются между бюджетами муниципальных районов в виде субвенций исходя из численности жителей в расчете на одного жителя в соответствии с единой методикой.
Вместе с тем дотации из Областного фонда финансовой поддержки поселений рассчитаны для городских округов Читинской области исходя из численности жителей, проживающих в округе, в расчете на одного жителя.
Основной принцип утвержденных законом области методик - распределение дотаций из областных фондов выравнивания исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности, сопоставления индекса налогового потенциала и индекса бюджетных расходов муниципальных образований.
(тыс. рублей)
Наименование | 2005 год (годовой отчет об исполнении бюджета) | 2006 год (годовой отчет об исполнении бюджета) | 2007 год (утвержденный бюджет) | % роста 2007 к 2006 | 2008 год (проект) | % роста в 2008 году к 2007 году |
Финансовая помощь, всего | 1176629,3 | 1637085,6 | 2757022,0 | 168,4 | 3451701,0 | 125,2 |
Областной фонд финансовой поддержки муниципальных образований | 1176629,3 | - | - | - | - | - |
Областной фонд финансовой поддержки поселений (городским округам) | - | 105475,0 | 254792,0 | 241,6 | 222070,0 | 87,2 |
Областной фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) | - | 1309127,6 | 1964784,0 | 150,1 | 2761203,0 | 140,5 |
Областной фонд компенсации (субвенция муниципальным районам на предоставление дотации поселениям) | - | 222483,0 | 537446,0 | 241,6 | 468428,0 | 87,2 |
В области межбюджетных отношений в Читинской области проделана большая работа, однако сейчас предстоит качественно новый этап, связанный со среднесрочным, а в перспективе - и долгосрочным бюджетным планированием.
Одна из важнейших проблем муниципального уровня власти - ориентация бюджетов на финансирование бюджетной сети, а не на удовлетворение потребности населения в бюджетных услугах.
Тем не менее по данным проведенного мониторинга потребность средств бюджета на исполнение полномочий по решению вопросов местного значения на 2006 год составила 13550,0 млн. рублей; фактически учтено в бюджетах 7527,0 млн. рублей, или 56,4 процента от потребности.
Результаты проведенного мониторинга потребности расходных обязательств на 2007 год ниже уровня 2006 года в связи с увеличением финансовой помощи из областного бюджета.
Сбалансированность местных бюджетов является важным условием осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
В связи с этим до органов местного самоуправления доведены Методические рекомендации Министерства финансов Российской Федерации по формированию программы мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, и органами местного самоуправления ведется соответствующая работа. Представляемый в Комитет по финансам Читинской области материал обобщается, подвергается тщательному анализу, а по отдельным вопросам - мониторингу.
Кроме того, проведена работа по оценке уровня социально-экономического положения муниципальных образований, дифференциации налогового потенциала и расходных потребностей, равномерности налоговой базы за последние три отчетных года и текущий финансовый год. Результаты отражены в аналитической записке.
План реформирования
Целью данного мероприятия является повышение предсказуемости и объективности системы перераспределения финансовых ресурсов между муниципальными образованиями, стабилизация финансового положения муниципальных образований при сохранении стимулов для органов местного самоуправления к проведению высокоэффективной политики.
В рамках реализации первого этапа Программы реформирования (третий уровень) планируется:
совместно с исполнительными органами государственной власти, налоговыми органами и органами статистики обеспечить осуществление мероприятий по анализу информации, необходимой для расчета уровня бюджетной обеспеченности поселений, исходя из показателей, характеризующих налоговый потенциал поселений, и прогноза налоговых, неналоговых доходов бюджетов поселений Читинской области для расчета индекса налогового потенциала, а также показателей, характеризующих индекс бюджетных расходов поселений области по отдельным видам расходов поселений, входящих в состав репрезентативной системы расходных обязательств;
разработать и утвердить нормативный правовой акт, утверждающий методику распределения средств на софинансирование социальных расходов, в рамках которых производится перераспределение средств, с учетом соблюдения нормативов и требований к конечным результатам расходования данных средств.
В рамках реализации второго этапа Программы реформирования (четвертый уровень) по данному мероприятию планируется:
применить существующий механизм межбюджетного регулирования в части распределения средств субсидии для долевого финансирования расходов бюджетов муниципальных районов по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений на условиях софинансирования; (Абзац шестой части "План реформирования" пункта 2.8.1 утратил силу с 17 мая 2009 года на основании Закона Забайкальского края от 29 апреля 2009 года № 165-ЗЗК)