ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 1994 года № 430
Об организации осуществления работ
по подготовке к введению социально-гигиенического мониторинга
в Читинской области
________________________________________________________
Утратило силу на основании постановления Главы Администрации
Читинской области от 22 сентября 2000 года № 679
________________________________________________________
В целях организации выявления, оценки и прогнозирования изменений в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установления и устранения вредного влияния среды обитания человека на его здоровье, выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. № 1146 "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге",
постановляю:
1. Заинтересованным органам и управлениям областной администрации, федеральным органам, учреждениям и организациям главам администраций г. Читы и районов области принять к сведению и руководству утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации 06.10.94 № 1146 "Положение о социально-гигиеническом мониторинге" (прилагается).
2. Возложить на центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Читинской области ведение социально-гигиенического мониторинга и координацию этой работы с управлением здравоохранения, управлением статистики, комитетом по экологии природопользованию, управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, департаментом сельского хозяйства, комитетом по земельной реформе, комитетом по управлению, надзору и контролю за охраной труда.
3. Обеспечить создание информационного фонда социально-гигиенического мониторинга:
3.1. Областному управлению здравоохранения (Рогожников В.А), правлению статистики (Куприянова А.П) и подведомственным им учреждениям - базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физического развития населения области;
3.2. Центру Госсанэпиднадзора в Читинской области и подведомственным ему учреждениям - базы данных наблюдения за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения и среды обитания человека;
3.3. Комитету по экологии и природопользованию (Островский А.П), Управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Трухин В.М), департаменту сельского хозяйства (Павлов В.Е), Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам (Шкаровский В.И) и подведомственным им учреждениям - базы данных наблюдения за природно-климатическими факторами, источниками антропогенного воздействия на окружающую природную среду, за качеством атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, ведение которого осуществляется в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга;
3.4. Управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Центру Госсанэпиднадзора в Читинской области и подведомственным им учреждениям - базы данных наблюдения за радиационной безопасностью, ведение которого осуществляется в рамках Единой государственной автоматизированной системы контроля за радиационной обстановкой;
3.5. Управлению статистики и подведомственным ей учреждениям - базы данных за состоянием социальной среды обитания человека, социально-экономическим положением в области;
3.6. Комитету по управлению, надзору и контролю за охраной труда (Самбук В.С.), Центру Госсанэпиднадзора в Читинской области и подведомственным им учреждениям - базы данных наблюдения за состоянием охраны и условиями труда;
3.7. Центру Госсанэпиднадзора в Читинской области, департаменту сельского хозяйства, Управлению статистики и подведомственным им учреждениям - базы данных наблюдения за условиями, структурой и качеством питания населения, безопасностью для здоровья человека продовольственного сырья и пищевых продуктов.
4. Установить, что обмен данными информационного фонда социально-гигиенического мониторинга между органами и учреждениями осуществляется бесплатно по установленным каналам связи.
5. Центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Читинской области (Милосердов А.Я):
5.1. Обеспечить сбор, хранение, первичную обработку и оценку информации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вредному влиянию среды обитания человека на здоровье;
5.2. После введения основных механизмов социально-гигиенического мониторинга, обеспечить регулярную подготовку предложений по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения районов и городов области, предупреждения, устранения или уменьшения факторов влияния среды обитания на здоровье человека для принятия решений органами местного самоуправления.
6. Сроки начала работы и источники финансирования ведения социально-гигиенического мониторинга определить после поступления нормативных документов и методических материалов, определяющих структуру, содержание и порядок организации ведения монитора.
Первый заместитель Главы администрации
В.Ломако
ПОЛОЖЕНИЕ
о социально-гигиеническом мониторинге
I. Общие положения
1. Социально-гигиенический мониторинг является системой организационных, социальных, медицинских, санитарно-эпидемиологических, научно-технических, методологических и иных мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, его оценку и прогнозирование изменений, установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека.
2. Социально-гигиенический мониторинг осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, в районах и городах уполномоченными для этих целей органами, учреждениями и организациями на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных документов, методических материалов, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов.
3. Основной целью социально-гигиенического мониторинга является установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов и условий вредного влияния среды обитания на здоровье человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
4. Для достижения поставленной цели при обеспечении ведения социально-гигиенического мониторинга решаются следующие задачи:
- организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, состоянии среды обитания человека и его здоровья;
- системный анализ и оценка получаемой информации;
- программное и инженерно-техническое обеспечение социально-гигиенического мониторинга на основе современных научных решений и эффективных электронно-вычислительных комплексов.
- обеспечение предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности, а также граждан информацией полученной при осуществлении социально-гигиенического мониторинга;
- подготовка предложений по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания человека на его здоровье для принятия решений органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
5. При проведении социально-гигиенического мониторинга обеспечиваются:
- организация наблюдения за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора и выполнений федеральных целевых, научно-технических и региональных программ по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и выздоровления среды обитания человека;
- получение и обработка информации государственных и отраслевых систем наблюдения, оценки и прогнозирования изменения состояния здоровья населения, окружающей природной, производственной и социальной среды, социально-экономического развития, а также данных государственной статистики;
- сбор, хранение и обработка данных наблюдения для их дальнейшего использования;
- выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека, причин и условий изменения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека;
- разработка прогнозов изменения состояния здоровья населения в связи с изменением среды обитания человека;
- создание информационных и информационно-аналитических систем, сетей, программных материалов и баз данных социально-гигиенического мониторинга;
- организация нормативно-справочной информации, используемой в статистических регистрах, базах данных, комплексах автоматизированной обработки информации;
- подготовка информации (публикации бюллетеней и т.д.);
- передача информации пользователям социально-гигиенического мониторинга и ее распространение среди заинтересованных органов, предприятий, учреждений и организаций, а также граждан;
- использование единых и обязательных нормативных документов, методических материалов, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов для оценки влияния среды обитания на здоровье человека.
II. Организационная структура социально-гигиенического мониторинга
6. Ведение социально-гигиенического мониторинга на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, в районах и городах осуществляется Госкомсанэпиднадзором России, соответствующими центрами Госсанэпиднадзора совместно с уполномоченными для этих целей органами, учреждениями и организациями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администраций районов и городов.
7. Центры Госсанэпиднадзора совместно с уполномоченными для этих целей органами, учреждениями и организациями в районах и городах:
- обеспечивают сбор, хранение, первичную обработку и оценку информации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вредному влиянию среды обитания человека на его здоровье, передают ее в центры Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, а также формируют первичные базы данных;
- подготавливают предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения районов и городов, предупреждения, устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека для принятия решений органами местного самоуправления.
8. Центры Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации:
- осуществляют анализ полученных данных, выявляют с участием соответствующих научно-исследовательских учреждений причинно-следственные связи между изменением состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения, показателями здоровья населения и средой обитания человека, составляют прогнозы динамики наблюдаемых явлений на уровне субъектов Российской Федерации и ведет соответствующие базы данных;
- подготавливают предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждения, устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека для принятия решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- передают информацию в Российский информационно-аналитический центр Госкомсанэпиднадзора России.
9. Российский информационно-аналитический центр Госкомсанэпиднадзора России анализирует полученную информацию, составляет прогноз обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, изменения состояния здоровья человека в связи со средой его обитания, а также ведет соответствующие федеральные базы данных.
III. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга.
10. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга представляет собой систематизированные в определенном порядке многолетние данные наблюдения, а также нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры и базы данных, обеспеченные комплексом программно-технологических и технических средств для выявления характера и связей изменения состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения, здоровья человека и среды его обитания.
11. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга состоит из данных, характеризующих:
- здоровье населения;
- состояние среды обитания человека;
- качество атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, продовольственного сырья и продуктов питания;
- показатели социально-экономического положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, районов и городов, оказывающие влияние на изменение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, здоровье человека и среду его обитания.
12. Информационными показателями для социально-гигиенического мониторинга являются:
- базы данных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, учреждений и организаций, а также международных организаций;
- базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физического развития населения, ведение которого осуществляется Минздравмедпромом России, Минсоцзащиты России, Госкомстатом России и подведомственными им организациями и учреждениями;
- базы данных наблюдения за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения и среды обитания человека, ведение которого осуществляется Госкомсанэпиднадзором России и подведомственными ему организациями и учреждениями;
- базы данных наблюдения за природно-климатическими факторами, источниками антропогенного воздействия на окружающую природную среду, а также качеством атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, ведение которого осуществляется в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга Минприроды России, Минсельхозпродом России, Росгидрометом, Роскомземом, Роскомнедрами, Рослесхозом, Роскомводом, Роскомрыболовством и подведомственными им организациями и учреждениями;
- базы данных наблюдения за радиационной безопасностью, ведение которого осуществляется в рамках Единой государственной автоматизированной системы контроля за радиационной обстановкой Росгидрометом, Госкомсанэпиднадзором России, Минсельхозпродом России и подведомственными им организациями и учреждениями;
- базы данных наблюдения за состоянием социальной среды обитания человека, социально-экономическим положением в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации, районах и городах, ведение которого осуществляется в рамках государственной системы учета и статистики Госкомстатом Россия и подведомственными ему организациями и учреждениями;
- базы данных наблюдения за состоянием охраны и условиями труда, ведение которого осуществляется в рамках Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы Минтрудом России, Госкомсанэпиднадзором России и подведомственными им организациями и учреждениями;
- базы данных наблюдения за условиями, структурой и качеством питания населения, безопасностью для здоровья человека продовольственного сырья и пищевых продуктов, ведение которого осуществляется Госкомсанэпиднадзором России, Минсельхозпродом России и подведомственными им организациями и учреждениями.
13. Базы данных социально-гигиенического мониторинга поддерживаются комплексом программно-технологических и технических средств, функционирующих на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, районов и городов.
14. Программно-технологическое обеспечение предусматривает при сохранении имеющихся функциональных возможностей формирование, использование, обновление, актуализацию и представление всех видов показателей, включенных в базы данных социально-гигиенического мониторинга.
15. Обмен данными информационного фонда социально-гигиенического мониторинга между органами, учреждениями и организациями, уполномоченными на ведение данного мониторинга, осуществляется бесплатно по установленным каналам связи, а с другими пользователями - на договорной основе.
16. Пользователями данными информационного фонда социально-гигиенического мониторинга могут быть органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от их подчиненности и форм собственности, общественные объединения, а также граждане.
17. Пользователям запрещается передача данных информационного фонда социально-гигиенического мониторинга третьим лицам на коммерческой основе.