ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04 сентября 1992 года № 357
О создании территориальной подсистемы
предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях
________________________________________________________
Утратило силу на основании постановления Главы Администрации
Читинской области от 01 июля 1997 года № 612
________________________________________________________
В целях совершенствования координации деятельности органов управления районов (городов) области по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызывавших авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, эпифитотиями и во исполнение Постановления Российской Федерации от 18 апреля 1992 года № 261 "О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"
постановляю:
1. Создать в области территориальную подсистему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
2. Утвердить прилагаемое Положение о территориальной подсистеме предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (приложение № 1).
3. Возложить на головные организации и предприятия области, независимо от форм собственности функции по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложения (приложение № 2).
Установить, что головные организации и предприятия заблаговременно заключают договоры с подразделениями, входящими в подсистему, на производство работ, привлечение техники, использование материальных и людских ресурсов. Фактические расходы по ликвидации последствий чрезвычайного характера оплачиваются в установленном порядке.
Предоставить право головным организациям и предприятиям отдавать необходимые распоряжения, приказы структурным подразделениям независимо от форм собственности при подготовке к чрезвычайным ситуациям и в ходе ликвидации последствий чрезвычайного характера.
4. Возложить общее руководство созданием, функционированием и дальнейшим развитием территориальной подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях на первого заместителя Главы администрации - председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Утвердить прилагаемое Положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям области приложение № 3).
5. Разрешить комиссии по чрезвычайным ситуациям и штабу по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по организации и проведении аварийно-восстановительных и других неотложных работ использовать в приоритетном порядке для связи и передачи информации государственные системы и ведомственные сети связи и передачи информации по согласованию с соответствующими ведомствами и организациями области.
6. Руководителям транспортных организаций области обеспечивать в первоочередном порядке по заявкам комиссии по чрезвычайным ситуациям и штаба по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий доставку в районы бедствия и возвращения обратно сил, средств и специальных грузов, необходимых для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, за счет ассигнований, выделяемых комиссии по ЧС на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Разрешить комиссии по чрезвычайным ситуациям в случае необходимости привлекать для указанных целей транспортные средства организаций и предприятий, независимо от форм собственности, а также приобретать билеты в приоритетном порядке на все виды транспорта для доставки групп специалистов в районы бедствия.
7. Главам администраций Агинского округа, районов (городов) области разработать до 1 октября 1992 года и представить в администрацию области (комиссию по чрезвычайным ситуациям) на утверждение:
- проект Положения о территориальном звене предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;
- состав сил и средств территориального звена подсистемы РСЧС, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведению аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ;
- план мероприятий по созданию территориальных звеньев РСЧС;
- проект Положения о "комиссии по чрезвычайным ситуациям;
- согласовать со штабом по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий области планы действий органов управления, сил и средств территориальных звеньев РСЧС.
8. Особое внимание органов исполнительной власти на местах уделить созданию по возможности за счет местных бюджетов и внебюджетных источников местных чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, используемых для покрытия расходов на профилактические мероприятия, содержание и обеспечение аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований, ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказанию помощи пострадавшим.
9. Контроль за исполнением Постановления возложить на штаб по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Глава Администрации области
Б. Иванов
ПОЛОЖЕНИЕ
о территориальной подсистеме предупреждения
и действий в чрезвычайных ситуациях Читинской области
1. Настоящее положение определяет основные задачи, организацию и порядок функционирования территориальной подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
2. Территориальная подсистема предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях - как подсистема организационно входит в состав Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
3. Территориальная подсистема предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций(+) в мирное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народного хозяйства,
4. Территориальные подсистемы РСЧС состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению.
5. Руководящим органом территориальной подсистемы является комиссия по чрезвычайным ситуациям (области, округа, района, города, объекта).
-------------------------------------
(+) Чрезвычайная ситуация - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, применением противником современных средств поражения и приведшее или могущее привести к людским и материальным потерям.
6. Основными задачами территориальной подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях являются:
- проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при их возникновении в мирное и военное время;
- формирование системы экономических и правовых мер по обеспечению защиты населения, технической и экологической безопасности;
- осуществление государственных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и среду его обитания, повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства и социальной сферы при возникновении аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотии и эпифитотий;
- обеспечение высокой готовности органов и пунктов управления, систем связи и оповещения, сил и средств территориальной подсистемы к действиям в чрезвычайных ситуациях, проведение работ по ликвидации их (++);
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
- обучение и подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовка специалистов территориальной подсистемы;
- создание и использование чрезвычайных резервных фондов продовольственных, медицинских, материально-технических и финансовых, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- руководство деятельностью звеньев территориальной подсистемы на подведомственных территориях;
- координация деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям на подведомственной территории;
-------------------------------------
(++) Под ликвидацией ЧС имеется ввиду проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановления жизнеобеспечения населения. Восстановления ОНХ и территорий, пострадавших в результате ЧС в компетенцию территориальной подсистемы не входит.
- организация взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям соседних территорий, военным командованием и общественными организациями по вопросам сбора и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях, а в случае необходимости - направление сил и средств для их ликвидации;
- руководство действиями в ходе возникновения, развития чрезвычайных ситуаций и в период их ликвидации, организация привлечения трудоспособного населения из числа пострадавших при возникновении чрезвычайных ситуаций к аварийно-спасательным, аварийно-восстановительным и другим неотложным работам.
7. Рабочими органами территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней являются штабы по делам гражданской оборот чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
8. Комиссии по чрезвычайным ситуациям возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти области, района, города.
9. Органами повседневного управления территориальной подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях являются:
- дежурные службы территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней, штабы по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий всех уровней; дежурно-диспетчерские службы и спец. подразделения министерств и ведомств, объектов народного хозяйства;
- органы повседневного управления территориальной подсистемы осуществляют управление и контроль за функционированием звеньев подсистемы;
- размещение органов повседневного управления осуществляется на городских и загородных пунктах управления.
10. Силы и средства территориальной подсистемы подразделяются на силы и средства:
- наблюдения и контроля;
- ликвидации чрезвычайных ситуаций.
11. Силы и средства наблюдения и контроля состоят из:
- сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;
- службы предупреждения о стихийных гидрометеорологических явлениях;
- службы сейсмических наблюдений;
- служб (учреждений) и ведомств, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды, а также за обстановкой на потенциально-опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
- сил органов надзора;
- сил государственной контрольно-инспекционной службы Минэкологии России;
- сил ветеринарной службы.
12. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:
- военизированных и невоенизированных противопожарных, аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований;
- учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи;
- формирований экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений;
- частей и подразделений службы противопожарной и аварийно-спасательных работ МВД;
- воинских частей, территориальных и объектовых формирований Гражданской обороны;
- соединений и частей химических и инженерных войск Вооруженных Сил;
- сил и средств службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации;
- восстановительных и пожарных поездов МПС.
13. На базе соединений и частей постоянной готовности химических и инженерных войск Вооруженных Сил, Гражданской обороны, частей и подразделений службы противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД, медицинских формирований, строительных и монтажных организаций и других служб создаются по согласованию с ними аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные подразделения постоянной готовности, которые могут привлекаться комиссиями по чрезвычайным ситуациям различных уровней в пределах их возможностей для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
14. Силы постоянной готовности, за исключением соединений и частей Вооруженных Сил и Гражданской обороны, привлекаются к выполнению аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ по заданию комиссии по чрезвычайным ситуациям на контрактной основе с возмещением производственных затрат.
15. Информационное обеспечение функционирования территориальной подсистемы осуществляется информационно-управляющей системой, которая включает:
- информационно-вычислительные центры комиссий по чрезвычайной ситуации области;
- информационные пункты районных и городских комиссий по чрезвычайным ситуациям, абонентские пункты объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям;
- пункты управления сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций (соединений, воинских частей, военизированных и невоенизированных формирований);
- средства связи и передачи данных.
16. Основными функциями информационно-управляющей системы являются:
- сбор и комплексная обработка данных, полученных от информационных подсистем (звеньев), в том числе оповещение о фактах чрезвычайных ситуаций;
- сбор и отработка информации от абонентов;
- обеспечение обмена информацией между различными подсистемами и звеньями, комиссиями по чрезвычайным ситуациям всех уровней и пунктами управления сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.
17. Деятельность территориальной подсистемы включает планирование, подготовку и осуществление мероприятий по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.
В зависимости от обстановки различают три режима работы подсистемы:
- режим повседневной деятельности - функционирование подсистемы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, ведении долгосрочных работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.
- режим повышенной готовности - функционирование системы при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической и т.д. обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозе начала войны.
- чрезвычайный режим - функционирование системы при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время, а также применения противником современных средств поражения.
18. Решение о введении того или иного режима функционирования принимают соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной обстановки.
В зависимости от обстановки территориальная подсистема предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях области и звенья могут функционировать одновременно в различных режимах.