Читинская область обладает высоким минерально-сырьевым потенциалом. В недрах области заключено 94 процента разведанных запасов урана Российской Федерации, 36 процентов плавикового шпата, 37,2 процента циркония, 23,8 процента меди, 30,5 процента молибдена, 22,7 процента титана, 14,4 процента серебра, 8,5 процента свинца, 7 процентов золота, имеются также запасы вольфрама, олова, лития, цинка, железных руд и различных нерудных материалов.
С развитием в области горнодобывающей промышленности связывается существенный прорыв в развитии экономики.
Стабильное развитие горнодобывающей отрасли на долгосрочную перспективу невозможно без укрепления ее минерально-сырьевой базы. На 1 января 2006 года в распределенном фонде недр Читинской области находится 39 процентов разведанных запасов угля, 87 процентов урана, 46 процентов железа, 100 процентов марганца, 97 процентов вольфрама, 100 процентов молибдена, 6,7 процента золота рудного и 70 процентов золота россыпного, 99 процентов ниобия, 97 процентов тантала, 80 процентов бериллия и 55 процентов плавикового шпата.
Среднегодовое погашение запасов в недрах (добыча и эксплуатационные потери) составляет менее 1-5 процентов имеющихся запасов. В то же время ежегодный прирост запасов полезных ископаемых неуклонно снижается. Так, по россыпному золоту (наиболее ликвидный вид полезных ископаемых) в 1991 году прирост промышленных запасов компенсировал погашение их при добыче на 91 процент, а в 2004 году только на 3 процента.
В целом по области обеспеченность добычи разведанными запасами составляет по наиболее ликвидным видам полезных ископаемых 15-18 лет, у таких организаций как ООО "Бальджа", ОАО "Прииск Усть-Кара", ООО "Газимур", ООО "Казаковское ГГП" обеспеченность составляет 1-5 лет.
Практически все выявленные на территории области месторождения разведывались в конце XX века. В новых экономических условиях качество выявленного минерального сырья по многим месторождениям не соответствует современным требованиям, что снижает инвестиционную привлекательность многих месторождений (даже наиболее востребованных видов полезных ископаемых), особенно мелких и средних по масштабам. Для того, чтобы такие объекты заинтересовали недропользователей, необходимо провести их геолого-экономическую переоценку с учетом современных условий рынка.
Несовершенство технологии обогащения руд и извлечения из них полезного компонента приводят к его значительным потерям (до 40-45 процентов), которые могут быть значительно уменьшены за счет внедрения новых технологий добычи, обогащения и комплексного использования руд, основанных на детальном изучении вещественного состава руд современными методами исследования. Решение проблемы рационального, комплексного использования минерального сырья значительно повысит экономическую эффективность эксплуатации месторождений.
Новые технологии разработки месторождений будут способствовать повышению их инвестиционной привлекательности и вовлечению в промышленное освоение.
В ряде районов области проблема водоснабжения приобретает кризисный характер как по причине выхода из строя водозаборов и систем подачи воды, так и по причине антропогенного загрязнения источников водоснабжения и ухудшения качества воды в источниках, особенно в зоне влияния накопителей промышленных отходов, мышьяковых аномалий. Особенно остро данная проблема стоит в городах Балее, Могоче, Хилке и поселках городского типа Приаргунске, Забайкальске, Золотореченске, в отдельных селах области. Решением данной проблемы могут стать переоценка запасов и качества подземных вод, используемых для водоснабжения населения области, поиски новых источников подземных вод, доразведка ранее выявленных месторождений, организация новых водозаборов на имеющихся и вновь выявленных месторождениях.
В последние годы в области ведется интенсивное строительство. Как следствие, возросли объемы добычи общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ), являющихся основной сырьевой базой строительной индустрии: глины, песчано-гравийной смеси, песка, строительного каменя. Так, по данным государственной статистики, для целей строительства в 2000 году было добыто 926,7 тыс. куб.м ОПИ, в 2005 - 15488 тыс. куб.м, а количество месторождений, на которых велась добыча ОПИ, возросло с 23 в 2000 году до 120 в 2006 году. Основной проблемой освоения сырьевой базы ОПИ стало то, что соответствующие месторождения с утвержденными запасами располагаются вблизи административных центров с крупными промышленными объектами (города Чита, Краснокаменск, Нерчинск, Борзя и др.), а потребность в ОПИ для целей строительства возникает во всех районах области. Кроме этого, в ближайшие годы намечается освоение минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкалья и строительство железнодорожной ветки "Нарын - Газимурский Завод - Лугокан", что значительно увеличит потребность строителей в ОПИ. Для решения данной проблемы необходимо выявить и подготовить для освоения участки, содержащие месторождения ОПИ, востребованных для целей строительства.
В 90-е годы ряд добывающих организаций прекратили хозяйственную деятельность, не проведя соответствующих ликвидационных работ, оставив после себя нарушенные земли и бесхозные хвостохранилища. Данное обстоятельство существенно ухудшает экологическую обстановку (загрязнение почв, атмосферного воздуха, подземных вод) в ближайших населенных пунктах.
В настоящее время обострилась проблема нехватки в отрасли квалифицированных кадров горно-геологического профиля. Для решения данной проблемы ГОУ ВПО "Читинский государственный университет" планирует приступить к подготовке инженеров-геологов по специальности "Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых". В рамках данной программы предусматривается создание учебного полигона в пределах Кокертайского рудного узла (Сретенский район), где студенты будут нарабатывать практические навыки.
Динамичное развитие экономики области, в том числе и горной отрасли, обуславливает необходимость оперативного принятия управленческих решений, имеющих значительные социально-экономические последствия. Качество каждого принятого решения напрямую будет зависеть от своевременности и полноты полученной информации. В рамках программы предусматривается ряд мероприятий, направленных на качественное повышение информационного обеспечения государственного регулирования вопросов недропользования.
Решение перечисленных проблем, учитывая их многоплановость, высокую социально-экономическую значимость, необходимость координации действий различных ведомственных структур и организаций и эффективного использования средств областного бюджета, возможно только программно-целевым методом.