Недействующий

Об областной целевой программе "Развитие инновационной деятельности в Читинской области (2007-2010 годы)". Утратил силу с 01 января 2010 года



Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Проблемы модернизации и технического перевооружения для Читинской области особенно актуальны. По ряду экономических показателей, отражающих состояние экономики, научной и инновационной деятельности в Сибирском федеральном округе, Читинская область опережает лишь Республику Алтай, Республику Тыва и Республику Хакассия.

По состоянию на 1 января 2006 года в области имелось 14 инновационно-активных предприятий промышленности и сферы услуг. При этом было использовано всего 4 передовых производственных технологии. Доля инновационной  продукции этих предприятий в общем объеме произведенных товаров составила всего 1,8 процента. Практически отсутствуют предприятия малого бизнеса, разрабатывающие и производящие наукоемкую продукцию.

В настоящее время в Читинской области число научных работников, возраст которых превышает 50 лет, составляет более 66 процентов при аналогичном общероссийском показателе 46 процентов. Вызывает тревогу уход молодых ученых в возрасте от 23 до 35 лет в сферы деятельности, не связанные с научными исследованиями, и перемещение их в другие регионы России. Все это замедляет научный прогресс, ведет к разрыву научной преемственности поколений, сдерживает развитие малого наукоемкого бизнеса.

Как показывает практика, спрос на идеи и знания, предлагаемые для внедрения научными и образовательными учреждениями области, весьма ограничен. Это обусловлено тем, что качество их научно-технической проработки не соответствует современным требованиям. Одной из причин, снижающих качество работ, является неудовлетворительное оснащение большинства исследовательских учреждений и лабораторий необходимым современным оборудованием. На начало 2006 года из внутренних текущих затрат на исследования и разработки в Читинской области затраты на оборудование составили 5,8 млн. рублей, что значительно меньше, чем в других регионах Сибирского федерального округа. Это ведет к прогрессирующему отставанию уровня научных исследований и разработок, ставит под сомнение достоверность результатов, полученных с использованием устаревшего оборудования, снижает качество подготовки студентов и аспирантов - кадрового резерва науки, приводит к общему технологическому отставанию региона.

Анализируя распределение научного потенциала региона по отраслям наук, можно сделать вывод, что основные научные интересы специалистов высшей квалификации лежат в области наук о Земле. Количество докторантов, работающих в Читинской области в этом направлении, составляет 10 человек, или 31,3 процента от общего числа докторантов Сибирского федерального округа, ведущих исследования в данной сфере. Это показывает, что в области научная деятельность ученых технического направления в основном ориентирована на развитие сырьевых технологий, а не технологий, обеспечивающих получение продукции с более высокой долей добавленной стоимости в виде интеллектуального труда.

В Читинской области создана мощная научная школа, способствующая эффективному развитию горнодобывающей промышленности региона. Научная школа должна стать базой развития инновационно-инвестиционной деятельности и по другим направлениям. Приоритетными направлениями инновационной деятельности с точки зрения технологического и интеллектуального потенциала области должны стать:

комплексное освоение минерально-сырьевых ресурсов;

глубокая переработка леса;

энергосберегающие технологии и нетрадиционные источники энергии;

информационные технологии;

высокоэффективные методы ведения сельского хозяйства;

новые технологии в здравоохранении.

Эффективная работа по реализации перспективных направлений инновационной деятельности невозможна без создания благоприятных условий функционирования инновационной составляющей экономики, повышения ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Для этого необходима активизация инновационных процессов, ускорение модернизации экономики, внедрение новых передовых технологий.

Организация работы по скоординированному решению данной проблемы требует выбора соответствующего программного инструментария, так как невозможно комплексно решить проблему подъема инновационной активности в регионе в приемлемые сроки только за счет использования действующего рыночного механизма. Необходима целенаправленная поддержка инновационной деятельности со стороны органов государственной власти региона.

Эффективный переход к экономике, основанной на инновационных принципах, возможен лишь при наличии государственной политики в данной сфере и четких адекватных механизмов реализации запланированных мероприятий. Это и определяет необходимость разработки областной целевой программы, направленной на развитие инновационной деятельности в Читинской области. Такая программа должна создать условия для появления и развития на территории области структур, способных реализовать стратегию роста, стать площадкой демонстрации преимуществ инновационного развития.