Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 января 1992 года № 34


Об основных направлениях занятости населения
Читинской области в условиях перехода к рыночной экономике на 1992 год

__________________________________________________________________
Утратило силу на основании постановления Администрации Читинской области
от 24 декабря 2007 года № 281-А/п
__________________________________________________________________

В целях реализации закона РСФСР "О занятости населения в РСФСР", обеспечения и проведения скоординированной политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободную избранную занятость населения области в условиях свободной экономической зоны "Даурия"

постановляю:

1. Одобрить "Основные направления занятости населения Читинской области в условиях перехода к рыночной экономике на 1992 год" (прилагаются).

2. Городским и районным администрациям осуществить конкретные меры по обеспечению занятости населения на 1992 год.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления, координацией работы по разработке территориальных программ занятости населения возложить на областной центр занятости населения (т.Варьянов А.И.) и доложить о выполнении постановления к 15 марта 1992 года.

 
Глава администрации
Б.П.Иванов


РСФСР
АДМИНИСТРАЦИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ НА 1992 ГОД

г. Чита 1991 год

1.

        Введение

стр.   3

2.

Численность и проблемы занятости населения

области на современном этапе

4

3.

Механизм обеспечения занятости населения

7

- профессиональная ориентация;

- организация подготовки и переподготовки незанятого населения и высвобождаемых работников;

-организация общественных работ, создание новых и дополнительных рабочих мест.

4.

Направления занятости социально слабозащищенных категорий населения:

11

- женщин;

- молодежи;

- пожилых людей;

- лиц из мест лишения свободы;

-инвалидов.

5.

Финансовое обеспечение мероприятий по

проблемам занятости населения

15

6.

Приложения с 1 по 10

7.

Первоочередные мероприятия по реализации основных направлений

программы занятости населения

1. ВВЕДЕНИЕ


В связи с переходом области на рыночные отношения, наиболее актуальной и первостепенной задачей становится создание принципиально нового механизма реализации установленных государственных гарантий занятости населения области и его защиты от безработицы

Расширение рынка труда, которое уже наблюдается - явление чрезвычайно сложное. Неизбежно его дальнейшее усложнение в связи переходом области на территориальный хозрасчет, сокращением Вооруженных Сил, начавшейся приватизацией отраслей народного хозяйства резким уменьшением объема капитальных вложений и строительства, введение  новой налоговой политики.

Исключительно важно, допуская развитие состязательности между сферами занятости, иметь надежный противовес стихии рынка труда, действенную систему рычагов для ее регулирования с тем, чтобы использовать те преимущества, которые обеспечивает рыночная форма опосредования спроса и предложения рабочей силы.

В сложившихся условиях стратегическая цель политики в области рынка труда - обеспечение полной и эффективной занятости, причем эффективная занятость должна стать задачей хозяйственных единиц, а полная занятость - функцией государства.

В силу практического отсутствия сколько-нибудь ощутимых доходов от сбережений, собственности и личного подсобного хозяйства, потеря работы для большинства жителей области означает потерю источника существования. Исходя из этого, меры по обеспечению занятости в условиях перехода к рыночной экономике являются одними из первостепенных в системе социальной защиты населения.

2. ЧИСЛЕННОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.


За период между переписями населения 1979 и 1989 годов население Читинской области увеличилось на 145 тыс. человек. Среднегодовой прирост составил 1,1%. За последние 4 года наблюдалось увеличение населения на 2,6%. Эта тенденция роста будет продолжаться и в последующие годы, в связи с этим увеличивается численность и трудовых ресурсов, которые в настоящее время составляют 57% к общей их численности населения.

Анализ структуры занятости населения показывает, что 69,2% (543,6 тыс. человек) занято в народном хозяйстве, 5,4% (42,8 тыс. человек) приходится на учащихся и остальные 25,3% (198,7 тыс. чел.) заняты в домашнем и личном подсобном хозяйстве.

За последние два года численность занятых в общественном производстве снижается. За прошедший период текущего года число рабочих и служащих на предприятиях и в организациях сократилось на полтора процента, с 448 тыс. человек до 441 тыс. человек. Наряду с этим идет процесс снижения количества рабочих мест, если в 1990 году свободных рабочих мест было 15 тысяч, в 1991 году их стало менее 12 тысяч, а по прогнозным оценкам на 1992 сод их может быть менее 7-6 тысяч. Недостаток рабочих кадров на предприятиях и в организациях в 1990 г. составлял свыше 13 тысяч человек.

По итогам обследований в городах и районах в 3 квартале 1991 г. дополнительная потребность на предприятиях и в организациях в рабочих кадрах составила 4,6 тыс. человек, а инженерно-технических работников и служащих - 600 человек.

В отдельных районах идет процесс высвобождения и возникают сложности с трудоустройством некоторых категорий граждан.

Сложившаяся ситуация с занятостью является результатом наличия нерешаемых долгое время и продолжающих обостряться проблем.

Основными из них являются:

1. Нерациональное размещение производительных сил с преобладанием одного из видов деятельности мужского или женского труда в поселках различного хозяйственного типа: горнодобывающих, лесных, железнодорожных.

2. Положение усугубляется низкой территориальной мобильностью населения из-за отсутствия рынка жилья, низким уровнем развития социально-культурной сферы, недостаточной профессиональной подготовленностью незанятого населения.

3. Малодинамичная структура экономики, развитие которой в значительной мере связывалась с тиражированием существующей техники и технологии, невосприимчивость и незаинтересованность производства во внедрении достижений научно-технического прогресса привели к тому, что почти 70% всех занятых в народном хозяйстве - работники физического труда, из них более половины занята на ручных работах

4. Активизировался процесс высвобождения работников с предприятий под влиянием приватизации и новых методов хозяйствования.

Процесс перестройки положил начало серьезному обновлению экономических структур, замену старых форм и методов новыми. Развитие кооперации, арендных, малых предприятий, крестьянских фермерских хозяйств и других трудовых организаций приводит к переливанию рабочей силы и сокращению ее в государственном секторе экономики. Перелив рабочей силы в период преобразования объектов государственной собственности в иные формы приводит к дополнительному сокращению занятости.

5. Структурная перестройка экономики, свертывание одних производств и развитие других, ликвидация убыточных и малорентабельных предприятий неизбежно усилит процессы межотраслевого перераспределения рабочей силы.

В результате чего в 1992 году ожидается высвобождение 89,2 тыс. человек (приложение № I), часть которых необходимо переподготовить и направить в отрасли, испытывающие недостаток рабочей силы.

6.Сохраняется миграция трудящихся с одних предприятий на другие по причинам текучести кадров, которая за последние годы составила около 20%, а в отдельных отраслях, где с неудовлетворительным условиями труда, еще выше.

7. Преимущественный рост населения в областном центре почти на 2% также обостряет проблему занятости.

8. Проблема занятости может осложниться в связи с притоком в область иностранной рабочей силы.

9. Проблема занятости в области осложняется и в виду сокращения Вооруженных Сил.

10. Обеспечение занятости может осложняться и вынужденной миграцией отдельных групп населения с мест их постоянного проживания в связи с обострением межнациональных противоречий.

Таким образом, проблема занятости населения в настоящий период становится самой актуальной и в соответствии с Законом о занятости необходимо предусмотреть следующие мероприятия:

- изучение ситуации в любой территориальной единице с занятостью населения, выработка рекомендаций на основе анализа и учета местных особенностей, в первую очередь в агломерированных территориях (г. Чита, Краснокаменск, П-Забайкальск) и районах с резким падением численности населения (Сретенский, Кыринский) и низким социальным уровнем развития (Алек-Заводский, Калганский, Газимуро-Заводский и т.д.).

- изучение баланса трудовых ресурсов и населения - от населенных пунктов до районов с целью точного знания соответствия рабочих мест и рабочих рук.

- анализ потребностей населения и возможностей развития индивидуальной трудовой деятельности и кооперативных форм в районах с различными природными и национальными особенностями. Провести социологические опросы в районах с целью изучения возможностей создания малых предприятий, кооперативов, развития народных промыслов и ремесел в разных зонах (северной, таежной, степной).

3. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЙ.


Механизм обеспечения занятости населения предусматривает широкую систему мер: получение бесплатных профориентационных услуг; помощь по обучению и трудоустройству; создание новых рабочих мест; занятие части временно безработных общественными работами (сроком до 6 месяцев) по благоустройству территорий, ремонту дорог, зданий и т.д.; заключение контрактных договоров о трудоустройстве с другими территориями; материальную помощь потерявшим работу и имеющим затруднения в ее получении и их семьям.

Профессиональная ориентация:

- выработать единую систему профессиональной ориентации в области;

- создать межведомственный Совет по профессиональной ориентации населения в целях определения основных направлений, форм и методов координации профориентационной работы;

- открыть профориентационные кабинеты (пункты) для определения с помощью научных методов и диагностической аппаратуры психофизической, социальной, медицинской пригодности к той или иной профессии;

- создать и оснастить литературой и современной техникой методический кабинет в г.г. Чите и Борзя.

- сбор и переработка лекарственных растений, заготовка природного сырья для предприятий народных промыслов и кооперативов;

- проведение мероприятий по охране окружающей среды и контролю за экологической обстановкой;

- выполнение сезонных сельскохозяйственных работ по договорам с сельскохозяйственными предприятиями (весенне-полевые работы, сенокос уборка урожая и др.), а также помощь предприятиям по переработке и хранению сельхозпродукции;

- отдельные виды работ на овощных базах.

Развитие занятости в новых условиях требует создания индустрии малых предприятий, способных быстро реагировать и приспосабливаться к условиям глубокой структурной перестройки. С этой целью следует предусмотреть:

а) меры, способствующие развитию предпринимательства;

б) оказание помощи гражданам в организации кооперативов, малых предприятий с различной формой собственности, фермерских хозяйств;

в) развитие индивидуально-трудовой деятельности.

Для решения этих задач потребуется создание небольших хозрасчетных консультационных внедренческих фирм, оказывающих услуги гражданам в получении лицензий на выпуск товаров и услуг, оформление документации, в заключении договоров с поставщиками на приобретение сырья, материалов и полуфабрикатов.

Основные отрасли народного хозяйства по созданию новых и дополнительных рабочих мест:

- производственная инфраструктура; энергетика, связь, транспорт;

- бытовое обслуживание;

- общественное питание;

- для улучшения закрепляемости и привлечения рабочих кадров, наряду с действующими льготами, с учетом опыта других регионов страны необходимо ввести дополнительные льготы через местные органы власти.

Организация общественных работ, создание новых и дополнительных рабочих мест.

Местные органы власти по предложению и при участии службы занятости организуют в условиях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в их собственности, и по договорам, на других предприятиях, в учреждениях, организациях. Программы организации общественных работ необходимы в первую очередь для обеспечения занятости молодежи, лиц предпенсионного возраста, ранее судимых граждан, лиц, длительное время неработающих, которым на момент обращения в органы труда и занятости не может быть предоставлена работа.


Основные направления организации общественных работ:

- реализация городских и районных программ по улучшению и развитию дорожной сети;

- благоустройство населенных пунктов и прилегающих к ним территорий;

- реализация программ по строительству жилья и объектов социально-культурного назначения (школ, детсадов и др.);

- благоустройство и озеленение территорий, сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха населения, объектов туризма, лесовосстановления;

- проведение мероприятий по сохранению и восстановлению памятников архитектуры, историко-архитектурных комплексов.

Организация подготовки и переподготовки незанятого населения и высвобождаемых работников:

- выработать единую систему переобучения и повышения квалификации незанятого населения;

- осуществить переход от отраслевого к хоздоговорному принципу подготовки и распределения квалифицированных рабочих из ПТУ;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»