Действующий

Об областной целевой программе "Образование и наука (2007-2008 годы)". (с изменениями на 04 июля 2008 года)

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Развитие научно-образовательной системы Читинской области происходит в непростых условиях.

Одним из главных факторов, влияющих на систему образования Читинской области, является снижение рождаемости. В связи с этим в период с 1995 по 2006 год произошло сокращение числа детских дошкольных учреждений, общее количество которых составило 428.  Сложившаяся демографическая ситуация привела также к  увеличению малокомплектных сельских школ с численностью учащихся менее 100, где в условиях нормативного финансирования стало практически невозможно организовать полноценный учебно-воспитательный процесс. Таких школ в области 172, что составляет третью часть общеобразовательной сети. В связи с тем что населенные пункты области отдалены друг от друга на значительные расстояния, в 2006 году был организован подвоз 8348 учащихся, из них: 7089 детей подвозились ежедневно, 1141 - еженедельно, 91 - раз в четверть, 27 - раз в год. (Из 347 населенных пунктов и чабанских стоянок учащиеся подвозились в 184 населенных пункта). В условиях продолжающейся реструктуризации сети сельских образовательных учреждений число детей, которых необходимо подвозить к школам или размещать в пришкольных интернатах, будет расти.

       Система профессионального образования в недостаточной мере обеспечивает подготовку, переподготовку молодежи и повышение квалификации трудоспособного взрослого населения. Основные фонды профессиональных училищ изношены на 80-90 процентов, износ оборудования составляет 70-80 процентов.

Образовательный процесс недостаточно оснащен учебной литературой,  оргтехникой и другими средствами обучения. С целью охраны жизни и здоровья учащихся необходимо оснастить образовательные учреждения системами противопожарной сигнализации и раннего оповещения. Также необходимо повышение квалификации работников столовых образовательных учреждений и укрепление материально-технической базы пищеблоков для улучшения качества питания учащихся.

Особое беспокойство вызывают дети, которые по различным причинам не посещают образовательные учреждения. Молодежь неохотно продолжает обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования по рабочим специальностям, а это, в свою очередь, препятствует их социальной адаптации, создает напряженность на рынке трудовых ресурсов.

Сокращается число учреждений, где подростки могут заниматься научно-техническим творчеством и спортом. Нуждаются в поддержке учреждения дополнительного образования, а также учреждения, обеспечивающие досуг детей.

Заслуживает внимания проблема кадрового обеспечения системы образования области, значительная часть педагогов которой - специалисты пенсионного возраста. Остро стоит проблема сохранения потенциала педагогических и научно-педагогических работников образовательных и научных учреждений всех уровней, а также научных школ и направлений научно-технической деятельности высших учебных заведений.

Все более замкнутый характер приобретает процесс подготовки кадров высшей квалификации, который из-за отсутствия необходимых средств вынужденно ограничивается рамками региональных научных школ, что не всегда и не по всем направлениям обеспечивает должный уровень научной подготовки. Уменьшение ассигнований для проведения научно-исследовательских работ отрицательно сказывается на квалификации, социальном статусе научных работников и в конечном итоге на научно-производственном потенциале области.

Ухудшается взаимодействие высших учебных заведений с предприятиями промышленности, опытными и экспериментальными базами, что проводит к снижению качества учебного процесса, свертыванию энергоемких научно-исследовательских работ и отсутствию практической подготовки будущих специалистов.

Решение поставленных проблем требует комплексного подхода и государственной поддержки, что и обусловило необходимость применения программного метода и разработки областной целевой программы.