Действующий

Об областной целевой программе "Государственная поддержка малого предпринимательства в Читинской области в 2007 году"


Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Законом Читинской области от 14 сентября 2005 года № 709-ЗЧО "О государственной поддержке малого предпринимательства в Читинской области", а также на основе анализа современного состояния малого бизнеса Читинской области и направлена на реализацию единой политики органов исполнительной власти региона в сфере поддержки малого предпринимательства.

Предлагаемый к реализации комплекс мер базируется на результатах выполнения предыдущих аналогичных программ, реализация которых позволила создать целостную систему поддержки малого предпринимательства на территории области. В последние годы намеченные основные направления его поддержки, сложившиеся методы и формы взаимодействия власти и бизнеса дают положительные результаты.

В первом полугодии 2006 года на территории области зарегистрировано 2840 малых предприятий, в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляют свою деятельность около 19000 человек.

Наибольшую долю составили предприятия оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (около 36 процентов), малые предприятия строительства и малые предприятия, осуществляющие операции с недвижимым имуществом и арендой (в пределах 13-15 процентов), предприятия обрабатывающих производств и предприятия сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (в пределах 10-12 процентов), предприятия транспорта и связи (около 5 процентов).

Среди важнейших видов производимой  продукции субъектами малого предпринимательства наибольший удельный вес занимают колбасные изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, мясные полуфабрикаты, кондитерская продукция, мебель, деловая древесина и швейные изделия.

Среднесписочная численность работников малых предприятий (без внешних совместителей) в первом полугодии 2006 года составила 21403 человека, что на 21,2 процента больше показателя аналогичного периода 2005 года. Доля занятых на малых предприятиях области в общей численности занятых в экономике региона составила около 5 процентов.

Оборот малых предприятий в первом полугодии 2006 года составил 5972,5 млн. рублей, что на 17,7 процента больше показателя аналогичного периода 2005 года в сопоставимых ценах.

Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных и областных органов законодательной и исполнительной власти, от состояния экономики области и страны в целом, от сложившихся макроэкономических условий. Эти факторы, безусловно, существенным образом влияют и на состояние малого предпринимательства в Читинской области.

Именно поэтому поддержка его со стороны государства должна носить стабильный и комплексный характер, охватывать законодательные, финансовые и организационные меры от федерального до муниципального уровня. Государственные органы должны проводить политику в области развития и поддержки малого предпринимательства, направляя при этом свои усилия на создание и развитие целостной региональной и муниципальной системы. Создание этой системы должно осуществляться по четырем направлениям.


     Социальное направление
ориентировано на создание новых рабочих мест, насыщение региональных и местных рынков товарами и услугами, прежде всего отечественного производства; обеспечение стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; формирование слоя предпринимателей и тем самым среднего класса, способствующего стабильности общества. Это направление включает поддержку:

1) малого предпринимательства среди молодежи: привлечение к развитию производства, оказанию услуг, предоставление посредством малого предпринимательства реальной возможности повышения жизненного уровня, профессионального роста;

2) малого предпринимательства среди женщин: вовлечение большего числа женщин в малое предпринимательство, создание новых рабочих мест, предоставление возможности повышения квалификации и переподготовки;

3) малых предприятий, использующих труд людей с ограниченными физическими возможностями;

4) предпринимательства, организуемого лицами из числа бывших военнослужащих;

5) предпринимательства в сфере общедоступных и особо значимых социальных услуг.

Муниципальное направление предусматривает разработку и реализацию системы поддержки малого предпринимательства и комплекса быстроокупаемых инвестиционных проектов с учетом особенностей муниципальных образований, создание специальных органов при органах местного самоуправления и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Реализация этих программ и проектов должна опираться на принципы адресности и селективности мер государственной поддержки малого бизнеса применительно к различным типам муниципальных образований. Первый тип характеризуется определенным уровнем развития малого предпринимательства, выполнением муниципальных программ и инвестиционных проектов с использованием бюджетных источников финансирования. Для второго типа муниципальных образований характерна начальная стадия развития малого бизнеса и системы его поддержки, незначительные объемы бюджетного  финансирования программ. Третий тип характеризуется сложными общеэкономическими и социальными условиями, низким уровнем развития малого предпринимательства.

Развитие малого предпринимательства в муниципальных образованиях будет способствовать возрождению традиционных народных промыслов, художественных производств и ремесел.


     Отраслевое направление
развития малого предпринимательства предполагает кардинальное обновление производственно-технологического оборудования, особенно оборудования для производства продуктов питания и переработки сельскохозяйственной продукции; реконструкцию предприятий, прежде всего в легкой и пищевой промышленности. При сохранении низкого уровня инфляции, последовательном проведении структурных экономических преобразований и реформы предприятий будут реализованы предпосылки к росту производственно-инвестиционной активности малых предприятий, перераспределению части капитала из сферы торговли в сферу производства.

Для решения названных задач необходимо определить отраслевые приоритеты, позволяющие повысить эффективность реализации мер, обеспечивающих развитие малого предпринимательства.

Приоритетными определены следующие отрасли:

жилищно-коммунальное хозяйство;

сбор и переработка вторичного сырья;

производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

освоение ресурсосберегающих и наукоемких технологий;

малое промышленное производство и стройиндустрия;

оказание услуг населению.

Функциональное направление предполагает реализацию на областном и муниципальном уровнях комплекса мер по поддержке малого предпринимательства в форме целевого сопровождения начинающих малых предприятий, находящихся в стадии "первичного закрепления" и развертывания хозяйственной деятельности.

Сохраняет большую актуальность проблема приобщения населения к навыкам рыночной предпринимательской деятельности. Повышение уровня квалификации в сфере малого предпринимательства будет осуществляться путем создания соответствующей инфраструктуры в муниципальных образованиях и активизации уже действующих объектов.