Действующий

Об областной целевой программе "Профилактика правонарушений на 2006 - 2008 годы" (с изменениями на 19 декабря 2007 года)


Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Необходимость подготовки и реализации программы вызвана тем, что оперативная обстановка, сложившаяся в Читинской области в 2005 году, не претерпела каких-либо существенных позитивных изменений и в целом соответствует общероссийским тенденциям, наблюдаемым в динамике и структуре преступности.

За истекший год в области зарегистрировано 31718 преступлений, что на 21,8 % больше, чем в 2004 году (сопоставимые данные по России - 22,8 %, по Сибирскому федеральному округу - 21,7 %).

Как и в предыдущие годы, существенное влияние на криминальную ситуацию оказывает низкий уровень социальной защищенности отдельных слоев населения. Как следствие, каждое третье преступление приходится на долю ранее судимых лиц (23,2 %), более половины (61,3 %) совершены лицами, не имеющими постоянного источника дохода.

Принимаемыми мерами не удается стабилизировать оперативную обстановку в молодежной среде. В сравнении с 2004 годом число преступлений, совершенных несовершеннолетними, возросло на 5,4 % (всего - 2273), а их удельный вес в структуре преступности составил 12,7 %. Увеличилось количество таких преступлений, как кражи из квартир, разбойные нападения, неправомерное завладение автотранспортным средством, совершенных подростками.

Проблемными остаются вопросы предупреждения преступлений против личности: число убийств и случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью увеличивается, около 50,0 % преступлений данного вида совершены в состоянии алкогольного опьянения. По итогам 2005 года в пьяном виде совершено 3302 преступлений (на 9,5 % больше, чем в 2004 году; в целом по России рост на 3,4 %, по Сибирскому федеральному округу рост на 2,3 %). В 18 районах области доля преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, выше среднеобластного уровня.

На фоне увеличения противоправных деяний против личности со стороны лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, проблемными остаются вопросы профилактики и предупреждения преступлений против личности, совершенных в быту. По причине семейных ссор и бытовых неурядиц происходит практически каждое третье убийство и причинение тяжкого вреда здоровью, причем более 63,6 % этих преступлений совершено на почве пьянства, а третья часть убийств и умышленных причинений тяжкого вреда здоровью стали результатом проявлений ревности и других бытовых причин. Всего в 2005 году зарегистрировано 2626 противоправных деяний, совершенных в быту (на 30,3 % больше, чем в 2004 году).

Осложнилась обстановка в общественных местах, в том числе на улицах населенных пунктов Читинской области. Общее количество преступлений, совершенных в общественных местах, возросло на 63,1 % (всего - 3099), в том числе на 35,5 % (2044 преступлений) увеличилось число преступлений, совершенных на улице. Данное увеличение обусловлено, прежде всего, ростом числа грабежей и разбойных нападений, доля которых в структуре уличной преступности достигла 21,7 %. При этом из общего числа преступлений, совершенных на улицах, в каждом третьем случае предметом преступного посягательства являются средства сотовой связи. Наиболее подвержен этому виду преступлений областной центр.

Проведенный анализ свидетельствует о явно недостаточных усилиях правоохранительных и иных государственных органов, общественности, населения по сдерживанию криминальных проявлений. Это во многом обусловлено существенными упущениями в проведении работы по предупреждению преступлений.

В настоящее время из-за пробелов в законодательстве практически отсутствует институт социальной профилактики преступлений. Ранее существовала возможность локализовать потенциального правонарушителя в условиях лечебно-трудового профилактория, путем применения административного надзора, воздействовать мерами общественного характера, сейчас единственной возможностью предупреждения тяжких преступлений остается применение уголовно-правовых мер превентивного характера. Во многих государственных ведомствах профилактическая деятельность, за исключением предупреждения преступлений, совершенных несовершеннолетними, ведется не на должном уровне, отсутствует координация этой деятельности как в общероссийском масштабе, так и на областном уровне.

Требует совершенствования нормативная правовая база в сфере профилактики правонарушений, организация деятельности по взаимодействию с общественными формированиями правоохранительной направленности. Важными направлениями остаются вопросы целевого финансирования мероприятий по предупреждению преступлений и иных правонарушений, стимулирования участия населения в поддержании правопорядка в жилом секторе, создания условий труда, быта и отдыха для лиц, нуждающихся в государственной поддержке, пропаганды патриотизма и здорового образа жизни.

Характер перечисленных проблем предполагает возможное достижение положительных результатов в охране общественного порядка на территории области, укреплении законности и доверия граждан, обеспечении их спокойствия и безопасности  лишь при условии государственной поддержки со стороны органов власти всех субъектов профилактики правонарушений. В этой связи возникает необходимость введения в Читинской области единой многоуровневой системы социальной профилактики правонарушений, предусматривающей совершенствование регионального законодательства в этой области, улучшение координации деятельности органов местного самоуправления, заинтересованных ведомств и учреждений, активизацию участия населения в осуществлении предупредительно-профилактических функций, развитие разъяснительно-пропагандистской работы, что определяет применение программно-целевого метода.