I. Необходимость перехода к новой модели управления государственным имуществом Читинской области
22 февраля 2000 года постановлением Главы Администрации Читинской области № 123 была одобрена Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Читинской области.
Данная Концепция преследовала следующие цели:
- увеличение доходов областного бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью Читинской области;
- оптимизация структуры областной собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
- вовлечение максимального количества объектов государственной собственности Читинской области в процесс совершенствования управления;
- использование активов Читинской области в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
- повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности.
В настоящее время основные положения данной Концепции реализованы.
Доход областного бюджета от распоряжения государственным имуществом Читинской области и его использования в 2005 году составил 134084,2 тыс. рублей, что в 3,4 раза превышает величину дохода, полученного в 2000 году.
С целью эффективного управления государственной собственностью Читинской области создана информационная база системы пообъектного управления областным имуществом. Инвентаризирована и учтена основная масса объектов областной собственности,
По состоянию на 01 июля 2006 года в реестре государственной собственности Читинской области учтено имущество остаточной стоимостью 5120,6 млн. рублей, закрепленное за 249 юридическими лицами, в том числе за 16 областными государственными унитарными предприятиями (из них 2 - казенные предприятия), 233 областными государственными учреждениями, а также областные пакеты акций (доли) в уставных капиталах 44 хозяйственных обществ. В едином банке данных реестра государственного имущества Читинской области содержатся сведения об 2469 областных объектах недвижимости, остаточная стоимость которых составляет 3375,5 млн. рублей, из них 2094 объекта находятся в оперативном управлении областных государственных учреждений, 79 объектов - в хозяйственном ведении и оперативном управлении областных государственных унитарных предприятий, 296 объектов - в казне Читинской области.
С целью сокращения неэффективных расходов областного бюджета проведена оптимизация состава и структуры государственной собственности Читинской области. Убыточно работающие областные государственные унитарные предприятия, а также областные государственные унитарные предприятия, не осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность, в установленном порядке были приватизированы либо ликвидированы. Их количество с 2000 года по 2006 год уменьшилось в 2 раза. Некоторые мелкие пакеты акций (доли), принадлежащие Читинской области и не позволяющие ей реализовывать свои интересы в хозяйственных обществах, были приватизированы. Большая часть хозяйственных обществ с долей государственного участия, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, в установленном порядке была ликвидирована. За период с 2000 года по 2006 год количество хозяйственных обществ с долей государственного участия Читинской области сократилось в 1,5 раза.
Создана система экономического анализа и планирования деятельности государственных унитарных предприятий Читинской области, что существенно повлияло на улучшение результатов их финансово-хозяйственной деятельности. Начиная с 2002 года государственные унитарные предприятия Читинской области отчисляют в бюджет Читинской области часть чистой прибыли. Общий объем ее поступлений в областной бюджет возрос с 2002 года по 2005 год в 2,5 раза. Установлен порядок и организован аудит отчетности областных унитарных предприятий.
Продолжается оптимизация системы участия представителей Читинской области в органах управления и контроля хозяйственных обществ, имеющих в уставном капитале долю участия Читинской области. Организован системный мониторинг финансово-хозяйственной деятельности хозяйственных обществ с участием Читинской области, а также постоянный контроль за деятельностью представителей государства. Общая сумма выплаченных Читинской области дивидендов возросла в 2005 году по сравнению с 2000 годом более чем в 2,5 раза.
Действует отлаженная система проведения проверок целевого использования областного имущества и вовлечения неэффективно используемых государственных объектов в хозяйственный оборот. Площадь переданных в аренду областных зданий и сооружений увеличилась в 2005 году по сравнению с 2000 годом в 3,3 раза, общая сумма поступлений в областной бюджет от сдачи в аренду указанных объектов возросла в 6,7 раза. В 2005 году проведена сплошная проверка всего государственного имущества Читинской области.
Начался процесс разграничения государственной собственности на землю. На всей территории Читинской области проведена государственная кадастровая оценка земель. С 01 января 2006 года налогообложение земельных участков осуществляется исходя из их кадастровой стоимости. В основном в Читинской области сформирована система государственного земельного кадастра. Положено начало формирования кадастра объектов недвижимости, связанных с земельными участками. Доходы областного бюджета от аренды земельных участков возросли в 2005 году по сравнению с 2001 годом в 11,2 раза.
За период с 2000 года по 2005 год создана системная нормативная база управления областной собственностью.
Однако логика проводимых в стране экономических и политических реформ ставит на повестку дня задачи осуществления дальнейших шагов в сфере земельно-имущественных отношений и в системе управления государственной собственностью Читинской области. Решение их требует новых подходов к управлению государственной собственностью, которые должны обеспечить:
- уменьшение влияния государства в тех сферах экономики, развитие которых в полной мере регулируется рынком;
- эффективное функционирование и развитие государственной собственности для обеспечения деятельности, которая возложена Конституцией Российской Федерации и федеральными законами исключительно на государство.
Качественная и своевременная реализация предыдущей Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Читинской области подготовила необходимые предпосылки для перехода к следующему этапу реформирования управления государственным имуществом Читинской области.
Концепция управления государственным имуществом Читинской области на период до 2009 года (далее - Концепция) содержит цели, задачи и принципы функционирования новой модели управления государственным имуществом Читинской области, а также пути ее построения.
II. Новая модель управления государственным имуществом Читинской области