РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 03 октября 2006 года № 670-А/р
Об одобрении Концепции управления государственным
имуществом Читинской области на период до 2009 года
С целью реализации полномочий Администрации Читинской области, установленных Законом Читинской области "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Читинской области", а также реформирования системы управления государственным имуществом Читинской области:
1. Одобрить Концепцию управления государственным имуществом Читинской области на период до 2009 года (прилагается).
2. Органам исполнительной власти Читинской области организовать работу по реализации Концепции управления государственным имуществом Читинской области на период до 2009 года.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Читинской области разработать концепции управления муниципальным имуществом.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Читинской области - председателя Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области А.Ф.Беспечанского.
5. Настоящее распоряжение опубликовать в уполномоченных органах печати.
Губернатор Читинской области
Р.Ф.Гениатулин.
Одобрена
распоряжением Администрации
Читинской области
03 октября 2006 года № 670-А/р
I. Необходимость перехода к новой модели управления государственным имуществом Читинской области
22 февраля 2000 года постановлением Главы Администрации Читинской области № 123 была одобрена Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Читинской области.
Данная Концепция преследовала следующие цели:
- увеличение доходов областного бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью Читинской области;
- оптимизация структуры областной собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
- вовлечение максимального количества объектов государственной собственности Читинской области в процесс совершенствования управления;
- использование активов Читинской области в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
- повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности.
В настоящее время основные положения данной Концепции реализованы.
Доход областного бюджета от распоряжения государственным имуществом Читинской области и его использования в 2005 году составил 134084,2 тыс. рублей, что в 3,4 раза превышает величину дохода, полученного в 2000 году.
С целью эффективного управления государственной собственностью Читинской области создана информационная база системы пообъектного управления областным имуществом. Инвентаризирована и учтена основная масса объектов областной собственности,
По состоянию на 01 июля 2006 года в реестре государственной собственности Читинской области учтено имущество остаточной стоимостью 5120,6 млн. рублей, закрепленное за 249 юридическими лицами, в том числе за 16 областными государственными унитарными предприятиями (из них 2 - казенные предприятия), 233 областными государственными учреждениями, а также областные пакеты акций (доли) в уставных капиталах 44 хозяйственных обществ. В едином банке данных реестра государственного имущества Читинской области содержатся сведения об 2469 областных объектах недвижимости, остаточная стоимость которых составляет 3375,5 млн. рублей, из них 2094 объекта находятся в оперативном управлении областных государственных учреждений, 79 объектов - в хозяйственном ведении и оперативном управлении областных государственных унитарных предприятий, 296 объектов - в казне Читинской области.
С целью сокращения неэффективных расходов областного бюджета проведена оптимизация состава и структуры государственной собственности Читинской области. Убыточно работающие областные государственные унитарные предприятия, а также областные государственные унитарные предприятия, не осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность, в установленном порядке были приватизированы либо ликвидированы. Их количество с 2000 года по 2006 год уменьшилось в 2 раза. Некоторые мелкие пакеты акций (доли), принадлежащие Читинской области и не позволяющие ей реализовывать свои интересы в хозяйственных обществах, были приватизированы. Большая часть хозяйственных обществ с долей государственного участия, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, в установленном порядке была ликвидирована. За период с 2000 года по 2006 год количество хозяйственных обществ с долей государственного участия Читинской области сократилось в 1,5 раза.
Создана система экономического анализа и планирования деятельности государственных унитарных предприятий Читинской области, что существенно повлияло на улучшение результатов их финансово-хозяйственной деятельности. Начиная с 2002 года государственные унитарные предприятия Читинской области отчисляют в бюджет Читинской области часть чистой прибыли. Общий объем ее поступлений в областной бюджет возрос с 2002 года по 2005 год в 2,5 раза. Установлен порядок и организован аудит отчетности областных унитарных предприятий.
Продолжается оптимизация системы участия представителей Читинской области в органах управления и контроля хозяйственных обществ, имеющих в уставном капитале долю участия Читинской области. Организован системный мониторинг финансово-хозяйственной деятельности хозяйственных обществ с участием Читинской области, а также постоянный контроль за деятельностью представителей государства. Общая сумма выплаченных Читинской области дивидендов возросла в 2005 году по сравнению с 2000 годом более чем в 2,5 раза.
Действует отлаженная система проведения проверок целевого использования областного имущества и вовлечения неэффективно используемых государственных объектов в хозяйственный оборот. Площадь переданных в аренду областных зданий и сооружений увеличилась в 2005 году по сравнению с 2000 годом в 3,3 раза, общая сумма поступлений в областной бюджет от сдачи в аренду указанных объектов возросла в 6,7 раза. В 2005 году проведена сплошная проверка всего государственного имущества Читинской области.
Начался процесс разграничения государственной собственности на землю. На всей территории Читинской области проведена государственная кадастровая оценка земель. С 01 января 2006 года налогообложение земельных участков осуществляется исходя из их кадастровой стоимости. В основном в Читинской области сформирована система государственного земельного кадастра. Положено начало формирования кадастра объектов недвижимости, связанных с земельными участками. Доходы областного бюджета от аренды земельных участков возросли в 2005 году по сравнению с 2001 годом в 11,2 раза.
За период с 2000 года по 2005 год создана системная нормативная база управления областной собственностью.
Однако логика проводимых в стране экономических и политических реформ ставит на повестку дня задачи осуществления дальнейших шагов в сфере земельно-имущественных отношений и в системе управления государственной собственностью Читинской области. Решение их требует новых подходов к управлению государственной собственностью, которые должны обеспечить:
- уменьшение влияния государства в тех сферах экономики, развитие которых в полной мере регулируется рынком;
- эффективное функционирование и развитие государственной собственности для обеспечения деятельности, которая возложена Конституцией Российской Федерации и федеральными законами исключительно на государство.
Качественная и своевременная реализация предыдущей Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Читинской области подготовила необходимые предпосылки для перехода к следующему этапу реформирования управления государственным имуществом Читинской области.
Концепция управления государственным имуществом Читинской области на период до 2009 года (далее - Концепция) содержит цели, задачи и принципы функционирования новой модели управления государственным имуществом Читинской области, а также пути ее построения.
II. Новая модель управления государственным имуществом Читинской области
1. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом Читинской области
Целью управления государственным имуществом Читинской области должно стать создание постоянно действующей системы, обеспечивающей соответствие состава государственного имущества Читинской области выполняемым государством функциям, а также эффективное использование данного имущества.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решение следующих задач:
- поэтапное сокращение избыточного государственного имущества Читинской области, которое не обеспечивает выполнение государственных полномочий (функций);
- внедрение новой модели управления государственным имуществом Читинской области, основанной на принципе строгого соответствия состава областного имущества государственным полномочиям (функциям);
- увеличение доходов от использования областного имущества, утратившего значение для обеспечения государственных полномочий (функций), до момента его отчуждения или перепрофилирования.
В ходе реализации государственной политики в сфере управления областным имуществом органы государственной власти Читинской области должны руководствоваться следующими принципами:
1) последовательности: политика органов государственной власти Читинской области должна быть направлена на поэтапную реализацию задач, перечисленных в Концепции; областное имущество должно использоваться в первую очередь для обеспечения полномочий Читинской области как субъекта Российской Федерации; имущество, необходимое для реализации полномочий федеральных органов и органов местного самоуправления, должно передаваться соответственно в федеральную и муниципальную собственность;
2) гласности: органы государственной власти Читинской области должны обеспечить максимальную публичность и информационную прозрачность принимаемых ими решений в сфере управления областным имуществом;
3) плановости: решения в сфере управления областным имуществом должны быть встроены в систему финансово-бюджетного планирования;
4) оптимальности: государственное имущество, не задействованное в обеспечении государственных полномочий (функций), должно быть приватизировано; в отношении сохраняемой за государством собственности стоит задача перехода к новой модели управления, что требует разработки единых методологических принципов.
Приватизация государственного имущества Читинской области должна осуществляться при условии достижения следующих результатов:
существующая на момент приватизации рыночная инфраструктура сможет адекватно компенсировать утрату государством управленческого контроля над субъектами хозяйственной деятельности;
принятие решения о приватизации позволит получить максимальный финансовый эффект (формирование доходов областного бюджета); временно неиспользуемое для государственных нужд имущество или имущество, приватизация которого намечена на более поздние сроки, должно передаваться в аренду по ставкам, максимально приближенным к рыночным ценам.
Практика приватизации государственного имущества Читинской области показывает необходимость внесения изменений в законодательство Читинской области в части упрощения процедуры принятия управленческих решений. Процедура сбора документов, проведения оценки и получения необходимых согласований для принятия постановления Читинской областной Думы о согласии с условиями приватизации и распоряжения Администрации Читинской области об утверждении условий приватизации с учетом соблюдения срока с момента опубликования объявления до момента проведения аукциона занимает от шести до девяти месяцев. В случае получения необходимых документов в конце текущего года осуществить мероприятия по продаже имущества не представляется возможным, и возникает необходимость внесения изменений в прогнозный план (программу) приватизации на следующий год. В результате происходит несвоевременное получение областным бюджетом запланированных средств, а зачастую и их недополучение в связи с падением ликвидности объектов приватизации.
Фондовый рынок на территории Читинской области в настоящее время является проблемным сектором социально-экономичесжой инфраструктуры Читинской области. Его развитие в настоящее время не представляется возможным без государственного программного подхода. Для того, чтобы сбережения населения, временно свободные средства предприятий, ресурсы банков превратились в инвестиции, направленные в региональную экономику, необходимо совершенствовать инфраструктуру фондового рынка, формировать среду, предоставляющую инвестору услуги по купле-продаже ценных бумаг, создавать эффективную систему раскрытия информации, которая поможет всем участникам фондового рынка нормально работать, а инвесторам находить предприятия, способные продуктивно использовать инвестиции и цивилизованно работать с ними. В связи с этим целесообразна разработка областной целевой программы "Развитие рынка ценных бумаг на территории Читинской области" на среднесрочную перспективу, которая будет иметь своими целями:
- формирование условий, способствующих развитию рынка ценных бумаг на территории Читинской области и его использованию для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
- защиту прав и законных интересов инвесторов на территории Читинской области. Решение поставленных задач в сфере управления государственной собственностью Читинской области необходимо осуществлять с учетом региональной специфики.
2. Управление государственными учреждениями Читинской области
Основными задачами управления областными государственными учреждениями являются:
- оптимизация структуры и количества областных государственных учреждений на основе анализа нормативной обеспеченности;
- повышение эффективности деятельности областных государственных учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;
- усиление контроля за деятельностью областных государственных учреждений;
- снижение расходов областного бюджета на содержание областных государственных учреждений;
- преобразование государственных учреждений, способных выполнять государственные функции за счет доходоприносящей деятельности, в государственные автономные некоммерческие организации;
- ликвидация или преобразование государственных учреждений, деятельность которых не направлена на выполнение государственных полномочий (функций), в открытые акционерные общества с последующей приватизацией акций.
Для определения оптимального количества областных государственных учреждений, необходимого для обеспечения полномочий Читинской области, на начальном этапе потребуется:
- проведение полной ревизии их деятельности, а также состава и технического состояния закрепленного за ними имущества;
- систематизация информации об областных государственных учреждениях Читинской области по видам их деятельности;
- изучение целесообразности существования каждого областного государственного учреждения;
- разработка и утверждение норм обеспечения населения социальными услугами.
В процессе оптимизации сети областных государственных учреждений должны быть выявлены учреждения, выполняющие сходные или дублирующие функции, а также учреждения, не отвечающие статусу некоммерческой организации, существующие за счет доходоприносящей деятельности. Впоследствии в отношении данных учреждений должна быть проведена работа по их реорганизации или ликвидации.
В ходе управления учреждениями особое внимание необходимо обратить на соотнесение государственных полномочий с целями и функциями областных государственных учреждений. Областные государственные учреждения, цели и функции которых не отвечают полномочиям Читинской области по предметам совместного ведения и предметам исключительного ведения Читинской области, подлежат разграничению или перепрофилированию.
Для повышения эффективности деятельности областных государственных учреждений необходимо провести перераспределение и перепрофилирование областного имущества в соответствии с текущими и перспективными потребностями учреждений и социальной значимостью решаемых ими задач. Перераспределение прежде всего должно происходить путем изъятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению закрепленного за областными государственными учреждениями имущества и передачи его иным учреждениям в соответствии с их функциями, целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Необходимо ежегодно проводить работу по проверке, классификации и перераспределению имущества, закрепленного за областными государственными учреждениями.
Учредительные документы областных государственных учреждений обязательно должны содержать исчерпывающий перечень приносящих доходы видов деятельности, а также неукоснительное соблюдение требований бюджетного законодательства, связанного с использованием доходов, полученных от предпринимательской деятельности.
Важнейшими задачами органов исполнительной власти в части управления государственными учреждениями должны стать:
- контроль за надлежащим использованием закрепленного за учреждениями имущества в соответствии с его назначением, целями и функциями организаций, определенными при их создании;
- мониторинг качества оказываемых учреждениями услуг.
Руководители государственных областных учреждений должны отвечать требованиям, предъявляемым к руководителям унитарных предприятий, с той разницей, что особое внимание при оценке результатов их деятельности следует уделять не достижению экономических показателей работы, а эффективности, соответствующей некоммерческому характеру деятельности учреждения, соблюдению финансовой дисциплины и обеспечению целевого и эффективного использования имущества.
Порядок осуществления контроля за деятельностью государственных областных учреждений, критерии её эффективности и отражаемые в отчетности показатели должны быть разработаны и нормативно закреплены с учетом некоммерческого характера учреждений.
3. Управление государственными унитарными предприятиями Читинской области
К 2009 году основная часть государственных унитарных предприятий Читинской области должна быть приватизирована, ликвидирована или преобразована в иные организационно-правовые формы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Читинской области.
Принятие решения о приватизации, ликвидации или преобразовании в иные организационно-правовые формы государственных унитарных предприятий Читинской области должно осуществляться на основе анализа эффективности их финансово-хозяйственной деятельности, а также полной ревизии использования закрепленного за ними государственного имущества.
Унитарные предприятия Читинской области могут быть сохранены или созданы лишь в тех случаях, когда цели и задачи их деятельности не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм.
Создание или сохранение областных унитарных предприятий возможно при следующих условиях:
- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных;
- необходимости использования имущества, запрещенного к приватизации, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения техногенной, экологической и иной безопасности, обеспечения функционирования транспорта, реализации иных стратегических интересов;