Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Образование и наука (2006-2008 годы)". Утратило силу с 01 января 2007 года

Утверждена
постановлением Администрации
Читинской области
13 декабря 2005 года № 318-А/п

Областная целевая программа
"Образование и наука (2006-2008 годы)"

  

ПАСПОРТ
областной целевой программы "Образование и наука (2006-2008 годы)"

Наименование
программы

Областная целевая программа "Образование и наука (2006-2008 годы)" (далее - программа).

Дата принятия решения
о разработке программы

Распоряжение Администрации Читинской области от  04 августа 2005 года № 547-А/р "О разработке областной целевой программы "Образование и наука (2006-2008 годы)".

Дата утверждения программы

Постановление Администрации Читинской области от 13 декабря 2005 года318-А/п         "Об утверждении областной целевой программы "Образование и наука (2006-2008 годы)".

Заказчик программы

Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области.

Основной  разработчик
 программы

Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области.

Цель и задачи программы

Цель программы -  создание условий для устойчивого развития системы образования и науки Читинской области,  обеспечивающей общедоступное, в том числе профессиональное, образование различного уровня для населения на основе развития интеграционных процессов в научно-образовательной сфере.

Задачи программы:

- создание условий, обеспечивающих общедоступное дошкольное образование, начальное и основное общее обязательное образование, профильное образование в полной средней школе, дополнительное образование детей дошкольного и школьного возраста;

- создание условий, обеспечивающих   доступное профессиональное образование  различного уровня в учреждениях  начального, среднего и высшего профессионального образования;

- развитие научно-технического потенциала области, внедрение наукоемких современных технологий.

Важнейшие целевые
показатели

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Уровень успеваемости, % учащихся, в % в %

97,8

98,0

98,1

Уровень качества,  %

34,3

34,4

34,5

Результаты ЕГЭ по отдельным предметам и позиция в общем рейтинге России, место

72

60

55

Средняя обеспеченность дошкольным образованием,  %

91,3

91,5

91,7

Обеспеченность учебной литературой,  %

45

55

60

Обеспеченность компьютерной техникой, количество учащихся на 1 компьютер

47

42

38

Норматив расходов на обеспечение учебно-воспитательного процесса, рублей

21500

23500

24500

Сроки и этапы реализации
программы

2006-2008 годы

Исполнители основных
мероприятий программы

Государственное учреждение "Центр материально-технического обеспечения образовательных учреждений Читинской области" (далее - ГУ "МТО"), Читинский институт повышения квалификации работников образования (далее - ЧИПКРО), Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского (далее - ЗабГПУ), образовательные  и научные учреждения, согласно заключенным договорам, областные педагогические училища, государственные образовательные учреждения "Центр медико-психолого-педагогического сопровождения "ДАР" (далее - "ДАР"), "Центр диагностики и сопровождения "Семья" (далее - "Семья"), учреждения начального профессионального образования (далее - НПО), научно-образовательные организации согласно заключенным договорам

Объем и источники
финансирования программы

Общий объем финансирования программы составляет - 267341,1 тыс. рублей,

в том числе средства:

- областного бюджета -106116,3 тыс. рублей;

- местных бюджетов - 155952,3 тыс. рублей;

- внебюджетных источников - 5272,5 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы и показатели социально-экономической
эффективности

Реализация мероприятий программы позволит:

- повысить качество и доступность образования разного уровня путем реструктурирования образовательной среды;

- сформировать единую образовательную среду, развить интеграционные процессы, создать научно-образовательные комплексы и образовательные округа;

- создать условия для реализации прав граждан на получение доступного качественного образования;

- обеспечить развитие воспитательной среды и способствовать формированию навыков законопослушного поведения путем усиления воспитательной роли образовательного пространства области, развития современных технологий диагностики, коррекции медико-психологических проблем детского населения области, развития современных методов медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка и профилактики асоциального поведения;

- способствовать формированию здорового образа жизни, созданию условий для развития различных форм и методов физкультурно-оздоровительной работы;

- обеспечить развитие научно-производственного потенциала области за счет стимулирования интеграционных процессов в научно-образовательной среде, адресной поддержки перспективных научных исследований.



1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

программными методами



Развитие образовательной системы области  происходит в сложной ситуации. Ухудшение социально-экономических условий отрицательно сказалось на системе образования. Вступление в силу ряда федеральных законов, разграничивших полномочия федерального центра и субъектов Российской Федерации и значительно увеличивших  нагрузку на областной бюджет, а также неудовлетворительное финансирование областных целевых программ в сфере образования являются основными причинами нестабильной ситуации в отрасли. Дефицит финансовых ресурсов ведет к потере лучшего из того, что имелось и еще имеется в системе образования.

Учебно-материальная база образовательных учреждений приходит в негодность, устаревает из-за недостатка финансовых средств на надлежащее содержание объектов образования. Большинство зданий действующих в области учреждений образования требуют капитального ремонта или реконструкции.

Особенно остро в области стоит проблема развития образования на селе, где необходимо проведение долгосрочной политики поддержки и оптимизации сети сельских школ с учетом взаимосвязи уровня образования населения и  развития трудовых ресурсов села, социальной инфраструктуры, условиями труда, быта и жизни в сельской местности.

Система образования в Читинской области претерпевает структурные изменения, связанные с уменьшением количества  учащихся, сокращением учебной нагрузки и сети общеобразовательных учреждений, высвобождением педагогических кадров. С 1995 года по 2005 год количество учащихся сельских школ в области уменьшилось с 75686 до 55449 человек,  количество школ - с 664 до 594, в том числе сельских малокомплектных - с 492 до 399.             

Уменьшение числа начальных школ в абсолютном большинстве случаев не связано с закрытием: малокомплектные начальные школы стали структурными подразделениями средних школ. Сохранение школьных зданий позволило  обеспечить обучение детей непосредственно в данном населенном пункте. Эти меры  способствовали оптимизации бюджетных расходов, обеспечению оперативного руководства, методической помощи, преемственности ступеней обучения.

В условиях реструктуризации  сети сельских школ становятся приоритетными проблемы подвоза учащихся, содержания и развития сети пришкольных интернатов. В настоящее время в сельской местности до школ подвозиться 7414 учащихся (13,4%), из них 6035 человек - ежедневно, при этом число их будет расти, что вызовет необходимость обновления и пополнения автобусного парка. В сельской местности действует 61 пришкольный интернат для 1465 учащихся.      

Следует отметить, что сельская школа вносит весомый вклад в  образование и воспитание подрастающего поколения. Ее техническое состояние и уровень педагогического воздействия существенно влияют на социальное развитие села, повышение культурного уровня сельского населения, развитие демографической ситуации на селе.

Особенно сильно отразилась финансово-экономическая ситуация в области на сельском образовании - за период с 1992 года число дошкольных учреждений сократилось на 264, 94 сельские школы требуют капитального ремонта, 16 - находятся в аварийном состоянии, в 27 - нет спортивных залов, в 53 - нет столовых. Школы испытывают трудности в программно-методическом, материально-техническом обеспечении учебного процесса.  Это препятствует созданию полноценной развивающей среды.

Система начального профессионального образования реализует  функцию воспроизводства квалифицированных специалистов. Ежегодно     20% выпускников 9-х классов, поступают в учреждения начального профессионального образования.

Другая функция начального профессионального образования, значение которой возрастает, - подготовка, переподготовка и повышение квалификации взрослого населения.

Из-за продолжительного  недостаточного финансирования учебных заведений начального профессионального образования основные фонды сельских профессиональных училищ изношены на 80-90%, а станочный парк и оборудование в ведомственных профессиональных училищах - на 70-80%.

Учебный процесс недостаточно оснащен учебной литературой, особенно по профессиональной подготовке, инструментом, оргтехникой, другими средствами обучения.

Увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Существующее же количество образовательных учреждений для указанных детей не в состоянии удовлетворить потребность в их содержании и обучении.

Особое беспокойство вызывают дети, которые по различным причинам не посещают школы или другие образовательные учреждения, то есть не получают образования, и их количество не уменьшается.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от своевременности решения поставленных проблем, от восстановления и устойчивого функционирования системы образования и воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные жизненные ценности, формирующей гражданственность и патриотизм.

Следует отметить, что обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования различных уровней является  обязанностью субъекта Российской Федерации.  

В критическом положении   находятся   образовательные    учреждения дополнительного образования и учреждения, обеспечивающие досуг детей. Сокращается число учреждений, где подростки могут заниматься научно-техническим творчеством и спортом. Растет число платных секций и кружков, что при существующем уровне доходов основной массы населения значительно снижает доступность некогда общедоступного и бесплатного дополнительного образования.

Значительная часть трудоспособной молодежи, получившей девятилетнее образование, не продолжает обучение в учреждениях профессионального образования. Эта ситуация не способствует социальной адаптации молодых, их эффективной трудовой занятости, но вызывает  рост безнадзорности и преступности, темпы которого за последние годы увеличились по сравнению с темпами роста преступности среди взрослых.

Обостряется проблема кадрового обеспечения образовательных учреждений, качественный состав педагогических кадров. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов, отсутствие притока молодых специалистов вследствие слабой профессиональной мотивации, низкого уровня оплаты труда, слабой социальной защищенности педагогических и научно-педагогических работников образовательных учреждений, отсутствия возможности повышения квалификации. В связи с этим остро стоит проблема сохранения потенциала педагогических и научно-педагогических работников образовательных учреждений всех уровней, а также научных школ и направлений научно-технической деятельности высших учебных заведений.

Значимость  для области научной деятельности, осуществляемой в образовательных учреждениях, предопределена не только перспективой использования научных результатов в тех или иных отраслях экономики, но и тем, что без участия в научно-исследовательской работе не может осуществляться подготовка специалистов и повышение их квалификации. Уменьшение бюджетных ассигнований на проведение научно-исследовательских работ отрицательно сказалось как на квалификации, так и на  социальном статусе научных работников.

Все более замкнутый характер приобретает процесс подготовки кадров высшей квалификации, который из-за отсутствия необходимых средств вынужденно ограничивается рамками региональных научных школ, которые не всегда и не по всем направлениям могут обеспечить должный уровень научной подготовки таких кадров.